«

»

Янв 23

Распечатать Запись

Проектирование урока русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно- деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО меняется его функция, форма организации, происходящие с ней в процессе обучения изменения. Современная школа в соответствии должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Современный урок – это деятельностный урок. Цель системно — деятельностного подхода заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Именно деятельность определена Стандартом как главная ценность обучения.

Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Как построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока.

Процесс подготовки урока современного типа строится на известных этапах урока. Это:

определение цели и задач;

отбор содержания учебного материала;

подбор методов и приёмов обучения;

определение форм организации деятельности обучающихся;

подбор материала для домашней работы учеников;

определение способов контроля;

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности ребят; подбор вопросов для подведения итога урока.

Но теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и обучающихся на уроке. Изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко расписать деятельность свою и деятельность ученика.

Проектируя урок с точки зрения требований ФГОС необходимо:

1. Определить и сформулировать тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; обозначить ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен?

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Задачи урока – что нужно сделать для достижения результата.

3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, упорядочить их в соответствии с принципом «от простого к сложному».

4.Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент

необходимо работать ученикам. На этапе объявления темы урока — познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

5. Продумать «изюминку» урока. Урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников, то, что они будут помнить.

6.Разработать структуру урока. Это могут быть уроки

открытия нового знания;

уроки отработки умений и рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

7. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии обучающимися хода урока и результатов собственной деятельности. Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на вопросы: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит прибавление знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? »

8. Разработать домашнее задание.

9.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов .

10. Проектируя любой урок, необходимо максимально использовать возможности учебника, внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, на формирование каких УУД они направлены.

11. При отборе электронно-образовательных ресурсов к уроку необходимо помнить, что они соответствуют целям и задачам урока.

Основная структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте:

1. Организационный момент:

тема; цель;

образовательные, развивающие, воспитательные задачи;

мотивация их принятия;

планируемые результаты: знания, умения, навыки;

направленность урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания .

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала.

5. Решение учебной задачи.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичная проверка понимания обучающимися нового учебного материала .

8. Закрепление изученного материала.

9. Обобщение и систематизация знаний.

10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

«Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него», говорил С.И. Гессен. То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и обучающихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.

С точки зрения деятельностного подхода учитель и ученик становятся партнерами в образовательном процессе.

Что делает учитель?

Что делают ученики?

спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает…

записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы…

            Каждый урок должен быть направлен на формирование у обучающихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта со схемами, таблицами, диаграммами; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать новое — творить, изобретать, исследовать. Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

 

Список литературы

  1. Анализ современного урока. – М, 2001.

  2. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.

  3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2013.- 99с.

  4. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.

  5. Планируемые результаты основного общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – Просвещение, 2011. – 120с.

  6. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

  7. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова . – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.

  8. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока . -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2017/01/23/proektirovanie-uroka-russkogo-yazyka-i-literatury-v-usloviyax-perexoda-na-fgos-ooo/