«

»

Янв 23

Распечатать Запись

Тесты как способ контроля знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы

В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся. Тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования обучающихся обеспечивает наибольший эффект. Начиная работать с детьми пятого класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ и ГИА.

Тестовый контроль знаний эффективен только тогда, когда со  стороны  учителя приложено большое усилие.  Педагог должен знать, как правильно подбирать тесты  и  как  следует  их  составлять. Ведь не каждый набор вопросов с вариантами  ответов  на  них  можно  назвать  тестом.

       Тест (от английского слова test — проверка,  задание)  —  это  система заданий, позволяющая измерить  уровень  усвоения  знаний,  степень  развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Для меня тесты не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы обучающихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять. Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор знаний нельзя назвать тестом.

Перед учителем русского языка в современной школе главная задача – не только преподнести обучающимся знания по предмету, но и научить их применять знания на практике: сдать ГИА и ЕГЭ. Важно сформировать у обучающегося уверенность в возможности выполнения им тестовых заданий на высокую отметку. Это возможно лишь в случае упорной работы над тестами.

Тестовый контроль является оперативным и позволяет осуществить возврат с целью коррекции материала. Это повторение и обобщение знаний по теме. Для этой цели можно использовать тесты различного уровня сложности, включающие комбинированные вопросы и задания на знания и умения из смежных тем. Подобное применение тестовых технологий на разных этапах урока я практикую в течение последних лет постоянно. Это компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где и самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с обучающимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить ребятам правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации

Правильный ответ или оценочная схема — обязательный атрибут любого тестового задания — без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено.

Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний обучающихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений. Основной задачей является показать положительные и отрицательные стороны тестовых технологий. На основании проведенной мною работы можно сделать следующие выводы, тестирование имеет ряд преимуществ:

*    тест — это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;

*    тестирование позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценить знания обучающихся;

*     с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого  объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;

*   тестирование разнообразит занятие;

* тестовые задания разной степени сложности позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их уровень   знаний;

* в ходе работы с тестом учеником реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности;

*  тестирование развивает наблюдательность и догадку;

*    тесты выявляют «зону ошибок обучающихся» с целью ее последующей ликвидации.

     А также тестирование имеет ряд недостатков:

*    в тестовых заданиях знание догматизировано, в них нет творчества, интерактивности, совместного поиска истины;

*     решение любого тестового задания содержит элемент случайности;

*      тестовый контроль способствует фрагментарности знаний;

*     тестирование стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки обучающихся;

*      тестирование проверяет информированность обучающегося о тех или иных фактах и не дает представления о способностях и навыках школьника.

* часто тесты нельзя использовать на уроках, так как для ребенка это дополнительный стресс.

За два года работы над этой темой я сделала вывод, что тесты, не отрицая и не заменяя собой других форм работы, могут служить хорошим к ним дополнением.

При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок.

После прочтения задания каждый обучающийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если ученик после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% обучающихся, то его необходимо проверить на определенность.

Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

Задание должно иметь единственный правильный ответ.

При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавание и воспроизведение, применение в знакомой ситуации, применение в новой ситуации или творческого применения.

Меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все обучающиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Обучающиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнить свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

Тесты предоставляют ребятам возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний обучающихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Назначение тестов — не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем, возникающих у школьников на каждом этапе изучения программного материала.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех предметных уроках.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее.

Тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Любую самостоятельную, проверочную или контрольную работу кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов. Кроме того, учитель должен помнить, что существуют требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые войдут в него.

Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость. Язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям школьного учебника (подчеркни, вставь, допиши, найди и т.п.).

Структура заданий должна определяться значимостью изученного учебного материала: чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьет остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика определённой внимательности и собранности.

При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов обучающихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды заданий.

В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.

Например, перед изучением темы “Имя прилагательное” в 6 классе учитель должен быть уверен, с каким багажом знаний пришли дети, какими базовыми знаниями владеют.

Задание №1.

Имя прилагательное изменяется по

1. родам, числам, падежам

2. родам, лицам, падежам

3. падежам, лицам, числам

Задание № 2.

Прилагательное большой в родительном падеже имеет окончание

1. – им

2. – ого

3. – ем

Задание № 3.

Имя прилагательное отвечает на вопросы

1. кто?  что?

2. какой? чей?

3. что делать? что сделать?

Задание № 4.

В предложении полное прилагательное чаще всего является

1. обстоятельством

2. подлежащим

3. сказуемым

4. определением

5. дополнением

Задание № 5.

В предложении краткое прилагательное чаще всего является

1. подлежащим

2. сказуемым

3. определением

4. обстоятельством

5. дополнением

Задание № 6.

Словосочетанию весенний день соответствует схема

           х

1. прилаг.+ сущ.

       Х                         

2. прилаг. + сущ.

      Х

3. сущ.+сущ.

Задание № 7.

Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа имеют окончание

1. –ом, -ем

2. –им, — ом

3. –ым, -ем

4. –им,-ым

Задание № 8.

Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание

1. –ом,-ем

2. –им,-ом

3. –ым,-ем

4. –им,-ым

Задание № 9.

Установите соответствие

1. ж.р., ед.ч., И.п.        а)большой д) летним

2. м.р., мн.ч., Р.п.        б) умная е) об утреннем

3. ср.р., ед.ч., Т.п.       в)глубокого ж) маленьким

4. ж.р., мн.ч., Д.п.       г) хороших

                                                                                                                               

Задание № 10.

Установите соответствие

1. И.п.            а) могучим д) могучему

2. Р.п.             б)могуч е) о могучем

3. Д.п.             в)могучего

4. П.п.             г) могучими

                                 

                                 

Задание № 11.

Краткие прилагательные

1)не склоняются

2) не склоняются, изменяются по числам

3) не склоняются, изменяются по числам и родам

Задание № 12.

Прилагательное в словосочетании деревянный дом находится в форме

1. И.п., м.р., ед.ч.

2. В.п., ж.р., ед.ч.

3. И.п., с.р., ед.ч.

Задание № 13.

Выберите несколько ответов.

Прилагательное зелёного находится в форме

1. И.п.

2. Р.п.

3. ж.р.

4. м.р.

5. ед.ч.

6. мн.ч.

Задание № 14.

Выберите несколько ответов.

Прилагательное в словосочетании большому лесу находится в форме

1. Д.п.

2. ед.ч.

3. И.п.

4. П.п.

5. мн.ч.

6. ж.р.

7. м.р.

Задание № 15.

Краткая форма прилагательного могучий

1. могучь

2. могуч

3. могучи

Задание № 16.

Краткая форма прилагательного хороший

1. хорош

2. хорошь

3. хороша

Задание № 17.

Краткая форма прилагательного трескучий

1. трескуче

2. трескучь

3. трескуч

Задание № 18.

Род и число прилагательного в словосочетании  мороз трескуч

1. мн.ч., м.р.

2. мн.ч., ж.р.

3. ед.ч., ж.р.

4. ед.ч., м.р.

Задание № 19.

Род и число прилагательного в словосочетании сосна высока

1. ед.ч., ср.р.

2. мн.ч., ср.р.

3. ед.ч., ж.р.

4. ед.ч., ср.р.

Входной тест может быть дан и в начале учебного года. Например,

повторение изученного в 5 классе.

1. Буква А пишется в слове:

а) погл.щать; в) пом.гать ближнему;

б) спл.тить ряды; г) препод.ватель истории.

2. Буква О пишется в слове:

а) пл.нирование работы; в) пенятся в.лы;

б) вскл.коченный чуб; г) нак.лить железо.

3. Буква Е пишется в слове:

а) обл.денелая дорога; в) ед.ничный вектор;

б) разл.новать бумагу; г) зав.нтить гайку.

4. Буква И пишется в слове:

а) св.ла с ума; в) об.жать вокруг дома;

б) впр.гать лошадь; г) прив.дение в замке.

5. Буква Я пишется в слове:

а) прист.жной воротник; в) разр.дить всходы;

б) неисс.каемый источник; г) ув.дать в зеркале.

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) проц.дить, выд.ржать, обв.нять;

б) выпр.мить, удес.терять, вы.вить;

в) д.ревянный, выч.слять, разд.ваться;

г) объ.здной, взгл.нуть, л.дяной.

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква, проверяемая ударением?

а) ш.птаться, возл.гать, ч.стотность;

б) провозгл.шать, сист.матический, пром.кать;

в) ч.стоплотный, ж.мчужина, пр.мьера;

г) см.гчить, раск.лоть, с.м

Диагностический тест содержит относительно большее количество заданий для каждой области, которая тестируется. Так как назначение этих тестов — точно указать трудности в обучении, внимание фокусируется на ответах обучающихся на специальные вопросы или группу вопросов . Тест обычно сосредоточивается на общих ошибках, которые делают, а не пытается широко представить результаты обучения.

Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с обучающимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить ребятам правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок можно осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Например, диагностическая работа по русскому языку в 5 классе.

1. В предложении

Говорливый ручеёк резво бежал по оврагу

главные члены:

а) говорливый ручеёк; б) бежал по оврагу;

в) ручеёк бежал; г)бежал резво.

2. Пишется раздельно:

а) (за)бежал; б) (за)метный;

в) (за)домом; г) (за)лез.

3. Слово по составу разобрано верно:

а) за-шум-е-л; б) за-шум-ел;

в) за-шумел; г) зашум-е-л.

4. Укажите слово 2-го склонения:

а) прорубь; б) сирень;

в) апрель; г) капель.

5. Слово не является однокоренным:

а) водичка; б) водитель;

в) водный (стадион); г) водяной.

6. Слово с проверяемой гласной в корне:

а) луна; б) месяц;

в) облако; г) земля.

7. Укажите лишнее:

а) приставка; б) корень;

в) предлог; г) окончание.

8. Нужно писать Ь:

а) сыч; б) тиш;

в) камыш; г) дич.

9. В слове ДЕНЬ:

а) 4б. 4зв.; б) 4б. 5зв.;

в) 4б. 3зв.; г) 3б. 4зв.

10. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Осенний лес.

Особенно кр.сив лес в ранние осенние дни. На з.л.том фоне л.ствы выделяются пурпурные пятна клёнов и осин. Круж.т?ся и падают берёзовые ж.лтые лист.я.

Тихо в осеннем л.су. Ш.лестит под ногами сухая листва. Рядом краснеет шапочка позднего подосиновика. Тонко св.стит рябчик, высоко в небе прол.тают косяком журавли.

Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания обучающимися определений, правил. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний обучающихся. При необходимости учитель может составить несколько вариантов подобных тестов, переформировав имеющиеся задания.

ЧАСТИ РЕЧИ. 5 КЛАСС.

1. Прочитайте текст. Выпишите глаголы в тетрадь, графически обозначьте у глаголов окончания, в скобках запишите вопрос и время этих глаголов.

Клён не боится холода. Ранней весной он впитывает влагу и начинает трудиться, старается вонзить в мёрзлую почву белые корешки. Когда же ему это удаётся, клён выпускает вверх пару острых лепесточков.

Осенью клёны покрывают землю мягким листом, согревают корни дуба.

2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Над словами укажите, какой частью речи они являются. Подчеркните орфограммы. Над выделенными словами запишите вопрос.

В сп.ртивном м.г.зине, разд.ваться в тиши, поз.ним вечером, препод.ватель, б.ётся, блес.нуть, душ.стую землянику, см.трят вес.ло, ст.ят впереди, уйти д.леко, новогоднее укр.шение, пом.няться марками, ярос.ный ветер.

3. Подберите к глаголам наречия и запишите их.

Работал ( как?)

Говорить (как?)

Двигался (куда?)

Остановиться (где?)

4. Запишите слова, распределяя их в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы.

Жизнерадостный, жилет, жираф, жюри, забрезжить, запорошить, каланча, нечаянно, ничуть, ночуют, обежать, вышивание, неожиданно, дощатый.

— Какие слова не сумели записать ни в один столбик? На какой вопрос они отвечают? К какой части речи они относятся?

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». 9 класс.

1. Кто из помещиков поэмы Н. Гоголя «Мёртвые души» подарил Чичикову «мёртвые души»?

а) Манилов;

б) Собакевич;

в) Плюшкин.

2. Героями какого из произведений Н. Гоголя являются Коробочка, Селифан, Ноздрёв?

а) «Ревизор»;

б) «Мёртвые души»;

в) «Шинель».

3. В какой последовательности Чичиков посещал помещиков?

а) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин;

б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв;

в) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.

4. Какая тема является главной в поэме Н. Гоголя «Мёртвые души»?

а) жизнь помещиков;

б) жизнь крепостного крестьянства;

в) жизнь России.

5. В чём состоит смысл сквозного образа дороги в поэме Н. Гоголя «Мёртвые души» ?

а) источник вдохновения для автора;

б) символ будущего России;

в) единственный способ передвижения по России.

6. У какого персонажа в усадьбе находился «Храм уединённого размышления»?

а) Манилов;

б) Коробочка;

в) Плюшкин.

7. Кто из персонажей утверждает, что «нужно посечь потому, что мужик балуется, порядок нужно наблюдать»?

а) Чичиков;

б) Селифан;

в) Собакевич.

8. У кого не удалось купить «мёртвые души»?

а) Плюшкин;

б) Ноздрёв;

в) Коробочка?

9. Найти соответствия:

1) Манилов а) прореха на человечестве

2) Коробочка б) человек – кулак

3) Ноздрёв в) исторический человек

4) Собакевич г) дубинноголовая

5) Плюшкин д) ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан

В ПОРТРЕТНОЙ ГАЛЕРЕЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО«Преступление и наказание».

Задание: по портрету определите героя романа.

1. Молодой человек был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

2. Она была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.

3. Наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача.

4. Она была замечательно хороша собой — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.

5. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом.

6. Это был человек лет уж за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

7. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волоса­ми и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками… Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и непод­вижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо… Раскольникову она показалась лет три­дцати.

8. Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, все­гда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чисто­плотно.., Смуглая такая, точно солдат переряженный… У неё такое доброе лицо и глаза… А улыбка у ней даже очень хоро­шая.

9. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того каза­лось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды прият­но осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма кра­сиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбород­ка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчё­санные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоя­тельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида…

10. Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней кра­соты, и к тому же она казалась моложе своих лет. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, используются после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения. Итоговый тест создается для того, чтобы оценить широкую область знаний, предполагаемую в конце обучения. Исчерпывающий и репрезентативный отбор — важная черта этого теста, так как результаты используются для назначения класса или сертификата мастерства. Для того, чтобы адекватно определить знания, итоговый тест обычно содержит задания, уровень трудности который выше, чем в других тестах.

Принципы и методика составления теста одинаковы для разных типов тестов, но отбор материала и уровень трудности должны видоизменяться в зависимости от назначения теста.

Например, повторение темы « Имя прилагательное» в 6 классе.

1. Прилагательное обозначает:

а) предмет; б) признак предмета; в) действие.

2. Прилагательное может изменяться:

а) по родам; б) лицам; в) временам.

3. В предложении прилагательное может выполнять роль:

а) подлежащего; б) сказуемого; в) обстоятельства.

4. Укажите прилагательное в сравнительной степени:

а) высокий; б) глубочайший; в) лучше.

5. Укажите составную форму превосходной степени сравнения:

а) более снежная; б) самая умная; в) интереснейшая.

6. Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:

а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.

7. Волчий хвост. Прилагательное имеет окончание:

а) –й; б) –ий; в) нулевое?

8. Спишите, вставляя окончания прилагательных:

Об ясн.. осенн.. дне; на школьн.. площадке; для детск.. сада.

9. Спишите, расставляя ударение в словах:

Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.

10. Исправьте ошибку в употреблении прилагательного. Запишите в исправленном виде.

В конечном итоге мы победили.

11. Спишите, раскрывая скобки:

( Светло)голубой, ( англо)русский, ( плодово)ягодный, ( сухо)фрукты.

12. Спишите, вставляя буквы О или Е.

Плюш.вый, глянц.вый, камыш.вый.

13 . Спишите, вставляя Н или НН.

Соломе..ая шляпа, ветре..ая погода, комари..ый укус, кожа..ое пальто, стекля..ый кувшин, серебря..ое кольцо, экскурсио..ый день.

14. Спишите, вставляя пропущенные буквы .

Мы живём в стране россий..ой,

Признаём язык немец..ий,

Итальян..ий, дат..ий, швед..ий

И турец..ий признаём,

И англий..ий, и француз..ий,

Но в родном краю по-рус..и

Пишем, думаем, поём.

15. Спишите, раскрывая скобки. Сделайте морфологический разбор прилагательного.

Дубровский ещё долго блуждал по (не)знакомому лесу.

16. Сделайте морфемный разбор прилагательного безветренный.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ПРОГРАММЕ 7 КЛАССА.

А 1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) о пропавш..й экспедиции..

2) о случивш..ся н..давно

3) на взвивш..мся знамен..

4) выяв..вший н..достатки

А 2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) примеча..мый, высвет..в

2) поража..мый, заброс..в

3) ненавид..мый, прекращ..на

4) недвиж..мый, отвес..в

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я )?

1) засе..но, позор..щий

2) держ..щий, кол..щий

3) занима..щийся, спа..нный

4) стел..щий, потер..на

А 4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) К станции подходил гружё..ый углём состав.

2) Все пути к отступлению отреза..ы.

3) Говорил он горячо и взволнова..о.

4) Подростки были веселы и раскова..ы.

А 5. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?

1) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.

2) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.

3) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.

4) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.

А 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ ?

В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1) где быть (2) может. Он (3) мало (4) беспокоился о своей судьбе.

1) 1, 4

2) 1

3) 1,2,3,4

4) 1,3

А 7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.

2) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться. 3) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.

4) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

А 8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) насух..

2) снов..

3) к..литка

4) акв..рель

А 9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) балУясь

2) досЫта

3) килОметр

4) нАчавший

А 10. В каком примере не нарушена речевая норма?

1) напишущий изложение

2) аэрозоль для моли

3) уверенность в победе

4) поделиться о впечатлениях

А 11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.

2) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.

3) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.

4) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6 и С1.

(1) Бунин был чрезвычайно строгим критиком и одновременно необычайно благодарным читателем, умеющим по-настоящему пережить и проанализировать прочитанное. (2)Бунин мечтал написать о Лермонтове, но обстоятельства мешали это сделать, однако, перечитывая собрание сочинений поэта, он всё больше и больше увлекался этим чтением. (3)Иван Алексеевич вспоминал лермонтовские стихи, сопровождая их своей оценкой: (4) «Как необыкновенно! Ни на Пушкина, ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».

В1. Из предложения (1) выпишите страдательное причастие.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие, укажите степень сравнения.

В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.

В4. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).

В5. Из предложения (4) выпишите союз.

В6. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении (2).

С1. Напишите, какое стихотворение М.Ю.Лермонтова вам особенно нравятся и почему. Расскажите о своих впечатлениях.

По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

1. Какие реальные исторические личности упоминаются в романе? С чем это связано?

а) Александр Македонский; в) Ньютон;

б) Наполеон; г) Архимед.

2. Кого из героев можно назвать «двойниками» Раскольникова? Почему?

а) Разумихина; в) Лужина; д) Свидригайлова.

б) Лебезятникова; г) Заметова;

3. Какие библейские мотивы нашли отражение в романе?

а) Притча о добром самаритянине;

б) Легенда о воскресении Лазаря;

в) Притча о талантах;

г) Пророчество о страшном суде.

4. Кто так характеризуется в романе?

а) «…Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»;

б) «Лицо его было выбрито по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина».

в) «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, с востреньким маленьким носом и под­бородком… но зато голубые глаза ее были такие ясные… что невольно привлекало к ней».

г) «Взгляд этих глаз странно не гармонировал со всею фигу­рой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто бо­лее серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожи­дать».

5. Определите эпизод, сцену, фрагмент:

а) «Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить ста­руху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от смеха».

б) «Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки».

в) «Под подушкой его лежало Евангелие. Это была ее книга, та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря…»

6. Определите, чья комната описана?

а) «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… по­ходила как будто на сарай, имела вид неправильного четырех­угольника… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».

б) «Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы…стульев по стенам да 2-3 грошовых картинок в желтых рамках…»

в) «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Было 3 старых стула… крашеный стол, на котором лежало несколько тетрадей и книг».

7. Кто из персонажей романа был знаком со статьей Раскольникова о «крови по совести»?

а) Лебезятников; в) Свидригайлов;

б) Лужин; г) Порфирий Петрович.

8. Какой евангельский эпизод Соня Мармеладова читает имеете с героем романа «Преступление и наказание»?

а) «Нагорная проповедь»; в) «О воскрешении Лазаря»;

б) «Суд Пилата»; г) «О добром самаритянине».

9. Кому из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит утверждение, что «нищета — по­рок!»?

а) Раскольникову; в) Мармеладову;

б) Свидригайлову; г) Лужину.

10. Кто из героев романа Достоевского «Преступление и на­казание» излагает теорию, по которой надо стремиться к собст­венному благополучию, тогда и другим будет жить хорошо?

а) Свидригайлов; к) Лужин;

б) Мармеладов; г) Разумихин.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету, повышает качество знаний. У школьников со слабым уровнем знаний по предмету качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями обучающихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у детей таких приемов умственной деятельности, как анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, развитию логического мышления. Тестовый контроль позволяет осуществлять педагогический процесс более интересным, содержательным и оптимальным. Так при изучении темы « Текст» в 5 классе даю следующие работы.

Тема текста.

1. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Составьте текст из этих предложений и запишите его.

1) Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми фонарями.

2) Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей.

3) А на окраинах были масляные фонари.

4) И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью на окраины города, где царила кромешная тьма.

5) Заправлять эти фонари должны были пожарные.

О чём этот текст? Определите его тему и озаглавьте его.

2. Прочитайте текст. Объедините предложения, добавьте в описание своё отношение к собаке.

Моя собака маленькая, коричневая. У неё гладкая шерсть. У неё белое пятно на правом боку. У неё белое пятно на левом глазу. У неё длинные висячие уши. У неё короткие кривые лапы. У неё короткий хвост.

Основная мысль текста.

1. Прочитать. Определить тему и стиль текста.

Утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже заблестело на востоке… Бледно – серое небо светлело, холодело, синело. Звёзды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля. Запотели листья. Кое – где стали раздаваться живые звуки, голоса. Жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю.

2. Прочитать. Выписать из текста слова, которые описывают характер Джима. Добавить к характеристике собаки свои слова.

Мы были на охоте в лесу. Втроём: сынишка, я и Джим. Джим – это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая… Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерётся, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто – часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается.

3. Прочитать. Определить основную мысль текста. Исправить текст, придумав продолжение. Исправленный вариант записать.

Наш сад красивый. Слева от сада тёмный старый колодец. За ним плещется и журчит весёлая речка. На крутом её берегу поставили памятник героям войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок.

А.Островский « Гроза». 10 класс.

1. Составьте цитатную характеристику главных героев пьесы «Гроза».

2. Используя цитатную характеристику, разделите героев на «темное царство» и «жертв темного царства».

3. Каковы основные черты представителей «темного царства», молодого поколения?

4 Можно ли считать Бориса добровольным заложником «темного царства». Ответ аргументируйте.

5. Ответив на заданные вопросы, докажите неизбежность крушения «темного царства».

К содержанию теста предъявляются определенные требования, которые также являются показателями качества теста. Тест строится как система заданий возрастающей трудности. В него входят легкие задания, с которыми должны справиться большинство обучающихся (до 20% заданий от всех заданий теста), задания средней трудности (до 60% заданий теста) и трудные задания, с которыми справятся только наиболее подготовленные дети (до 20% заданий теста).

Структура теста также должна отвечать определенным требованиям.
      Тест должен содержать:
      • общую инструкцию, в которой указывается время выполнения всего теста; количество заданий в тесте и их назначение, право использовать вспомогательные материалы (словарь);
      • инструкцию к конкретному заданию или группе заданий, объединенных одной основой (текстом, рисунком и т. д.) или одной задачей;
      • собственно тестовые задания. 
Существуют правила составления тестовых заданий.

1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

2.Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

6. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

8. Не задавайте вопросы с подвохом.

9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.

14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

15. Избегайте повторения.

16. Используйте ограничения в самом вопросе.

17. Не упрощайте вопросы.

18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.

19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных обучающихся.

Использую тестовые задания практически на любом этапе урока русского языка или литературы, при изучении любой темы, на любой ступени обучения.

Тесты разной степени сложности составляю по одному и тому же  учебному материалу, т.е. дифференцирую по уровню сложности: это позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к ученикам. Использование тестов на уроках помогает слабым ученикам поверить в свои знания, поверить в то, что всё у них получится, проявить себя на уровне  своих возможностей.

Правильно составленные тестовые задания, умелое их применение на уроке, без сомнения, приучают обучающихся к логике мышления,  творческой работе, вырабатывают внимательность, вызывают интерес у  учеников. Школьники учатся рассуждать, сопоставлять, анализировать,  самостоятельно добывать знания.

Использование тесто­вых заданий является весьма эффек­тивным инструментом, стимулирую­щим подготовку обучающихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Учи­тель обязательно должен психологически готовить обучающихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки от­ветов и критериями оценки. Важно преду­предить обучающихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

Подводя итоги, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний обучающихся, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ребята получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету.

Тесты могут влиять на обучение, и давать информацию об эффективности преподавания. Они имеют положительное влияние, если верно отражают цели обучения, адекватно оценивают пройденный материал, адаптированы к соответствующим требованиям и, наконец, если составлены так, что дают нам достоверные результаты.

Необходимо словом и делом довести до обучающихся, что основная цель тестирования — это улучшить их обучение. Поэтому еще до того, как мы запустим тесты в дело, необходимо точно определить их взаимосвязь с целями обучения, путем обратной связи с обучающимися установить, что необходимо скорректировать тесты как полезный инструмент.

Список используемой литературы:

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. — М., 2002.

2. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Челябинск, Взгляд, 2003

3. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. — Киев, 1994.

4. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. – М., 2002.

5. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СПб., 1997.

6. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.

7. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. пособие. — М.: Логос, 2002.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2017/01/23/testy-kak-sposob-kontrolya-znanij-obuchayushhixsya-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury/