1. Предмет: русский язык
2. Класс: 5
3. Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л. А. Тростенцова, издательство «Просвещение»,2013 год
4. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
5. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
6. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме » Синтаксис и пунктуация»
7. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме » Синтаксис и пунктуация.
развивающие: развивать интерес к предмету, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь , учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников. способствовать воспитанию чувства коллективизма, любви к русскому языку, воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях.
уметь: ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности.
метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Межпредметные связи: литература.
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
Личностные |
Регулятивные |
Познаватель ные |
Коммуникативные |
|||
1. Организационный
Цель: подготовка ребят к работе на уроке |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
сформировать самооценку готовности к уроку |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||
2. Постановка цели и задач урока. мотивация учебной деятельности обучающихся.
Цель: — включение обучающихся в деятельность; -постановка целей учебной деятельности; — обсуждение затруднений. |
Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний
К.Г.Паустовский: «Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться». А.П.Чехов:»Знаки препинания служат нотами при чтении». Подводит к формулированию темы, цели, постановки задач урока . |
Комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схему предложений в тетради
( один ученик — у доски). Соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока: » Синтаксис и пунктуация». |
Целеполагание, планирование учебной деятельности, саморегуляция |
Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации |
Умение оформлять свои мысли в устной форме |
|
3. Актуализация знаний.
Цель: повторение с обобщением изученного материала по теме. |
Предлагает вспомнить все правила, изученные в разделе » Синтаксис и пунктуация». Организует фронтальный опрос «Смотр знаний». — Что изучается в синтаксисе? — Из каких частей состоит словосочетание? — Как найти зависимое слово? — Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? — Какие предложения бывают по цели высказывания? — Какие предложения называются повествовательными? — Какие предложения называются побудительными? — Какие предложения называются вопросительными? — Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? — Что такое подлежащее? — Что такое сказуемое? — Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? — Какие члены предложения распространяют грамматическую основу? — Какие второстепенные члены предложения знаете? Рассказать о них. — Для чего нужна пунктуация? — Какие знаки препинания ставят в предложениях с однородными членами? — Что такое обращение? Рассказать о знаках препинания при обращении? — Какие предложения называются сложными? — Что такое прямая речь? — Рассказать, какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью? — Что такое диалог? |
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы. |
Саморегуляция в ситуации затруднения |
Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках |
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | |
4. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания, выявление пробелов для корректировки знаний |
Организует работу в группах .
I группа. — Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложений. Составить схемы. 1. Играют дети в старом парке звенят их голоса. 2. Весело Бира смеётся и песня разливается кругом. 3. Мне дорог наш город люблю его рассветы. II группа. — Сделать синтаксический разбор предложений. Составить схемы. 1. Разлив Биры раздвинул берега. 2. Мой город спит под мирным небосводом. 3. Чистота и свежесть воздуха поражают всех. III группа. — Расставить знаки препинания. Составить схемы. 1. Шолом – Алейхем люди писал Исаак Бронфман. 2. Люблю тебя Биробиджан 3. Горжусь тобой Биробиджан IV группа. — Вставить пропущенные буквы. Составить с двумя словами два словосочетания или два предложения. Уд*вительный,пор*жать,д*лина,разл*вать,г*рой, *вление, д*лёкий, ар*мат, посв*тить, параш*т. |
Работают в группах по расставляют знаки препинания, выполняют синтаксический разбор предложений, составляют схемы. |
Уметь удерживать учебную задачу |
Контроль, коррекция, прогнозирование; саморегуляция в ситуации затруднения |
Преобразование объекта ( предложение — в схему) |
|
Физминутка | Организует физминутку. |
Выполняют физминутку. |
||||
. | Организует работу в парах.
Четыре варианта заданий. 1. Сделать синтаксический разбор предложения. Составить схему однородных членов. Расставить знаки препинания. Вырос у Биры наш светлый, добрый дом в нё мы с тобой счастливые живём. 2. Сделать синтаксический разбор предложения. Я люблю мой город над Бирой. 3. Расставить знаки препинания. Составить схему предложения. Любовь Вассерман писала Биробиджан – мой дом душой к нему лечу 4. Разобрать словосочетания. посетить музей вернуться издалека съехаться отовсюду благодарю строителей Организует проверку работ- индивидуальная работа 4-х учеников у доски Проверяет умение обучающихся применять правила постановки знаков препинания, строить схемы предложений. |
Расставляют знаки препинания, выполняют синтаксический разбор предложений, составляют схемы, выполняют разбор словосочетаний
Работают над постановкой знаков препинания ,выполняют синтаксический разбор, строят схемы, объясняют орфограммы. Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассников у доски. |
Умение оценивать действие одноклассников |
|||
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: коррекция знаний |
Организует работу по развитию речи.
Составить и записать пять предложений на тему « Люблю тебя, Биробиджан!» Организует проверку работ. |
Самостоятельно пишут сочинение.
Оценивают и комментируют. |
Контроль в форме мини — сочинения коррекция; |
Смысловое чтение, построение текста. |
Умение оценивать действия одноклас-сников |
|
6. Домашнее задание ( записано на доске). |
Комментирует ДЗ по группам |
Записывают ДЗ в дневники. |
||||
7. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
— Какой раздел лингвистики мы сегодня повторяли? — Какие пунктограммы повторили? — Какие задачи ставили и достигли ли цели урока? — Мне понравилось потому что.. — Мне не понравилось, потому что…. Оценивает работу на уроке. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают,что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Саморегуляция, оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, |
Умение структуировать знания, оценка процесса и результатов деятельности |
Умение выражать свои мысли |