«

»

Янв 24

Распечатать Запись

Урок литературного чтения Пьеса – драматическое произведение. С. Маршак. «Сказка про козла»

Цели и задачи урока:

  • Продолжить знакомить обучающихся с одним из литературных жанров – пьесой;
  • выявить существенные признаки драматического произведения – сказки-пьесы С.Я. Маршака “Про козла”;
  • развивать умения выражать свои мысли, аргументировать (коммуникативная компетентность);
  • учить находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение) и понимать их роль в тексте;
  • учить полноценно воспринимать (при чтении вслух, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  • учить оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм,
  • учить определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • учить высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  • воспитывать интерес к чтению и любви к литературе;
  • развивать навыки творческого, ознакомительного, поискового и изучающего чтения;

Оборудование: портрет С.Я. Маршака; электро- презентация ; выставка книг.

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с литературным жанром – пьеса, будем учиться выявлять существенные признаки произведения, учиться работать с текстом, а также будем оценивать поступки персонажей. Учиться читать по ролям. Но прежде давайте вспомним некоторые термина относящиеся к пьесе.

-Что такое пьеса? (Пье́са — драматическое произведение, созданное для постановки какого — либо действия в театре. в котором есть действующие лица, которое состоит из нескольких действий, есть ремарки.)

— А кто запомнил, что такое ремарки? (РЕМАРКА — драматургический термин. То, что написано в скобках — читать не нужно.)

-Кто такие действующие лица? ( Те, которые вступают в разговор, т.е. начинается диалог).

-Нам встречаются в пьесе персонажи, как вы думаете, кого так называют? ( Персонаж пьесы – это герои, которые действуют сейчас, сию минуту, на наших глазах, в нашем присутствии.)

-Что такое действие или акт? (Действие – это отдельная законченная смысловая часть пьесы. Поэтому героев произведения называют действующими лицами. Итак, главное отличие — это действие.)

Это не значит, конечно, что они обязательно ходят или дерутся на шпагах. Действие может состоять и в том, что герои просто сидят, разговаривают друг с другом. Но, разговаривая, они что-то решают, переживают, радуются, то есть действуют. Каждая реплика является действием, поступком способным иногда изменить судьбу героя, перевернуть его жизнь.)

-А кто знает, как называется часть театра, которая является местом основного театрального действия? (сцена).

-Вспомните как называются люди, которые исполняют роли в спектакле?(актеры)

-В 1920 году в городе Краснодаре Самуил Яковлевич Маршак создал один из первых детских театров и сам писал для него пьесы-сказки.

-Маршак писал для детей стихи, песни, загадки, сказки и присказки, перевёл с английского детские народные песенки, пьесы для детского театра.

— Какие же пьесы-сказки С. Маршака написал для детей узнаете, отгадав загадки и правильно ответив на вопросы.

 

На дворе — высокий дом.

Бим-бом! Тили-бом!

На дворе — высокий дом.

Ставенки резные,

Окна расписные.

А на лестнице ковер —

Шитый золотом узор.

По узорному ковру

Сходит кошка поутру. (КОШКИН ДОМ)

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. (ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ)

— С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня на уроке.

— Давайте откроем учебники на странице 76 .

— Прочитайте название: (ПРО КОЗЛА).

— Посмотрите внимательно на текст.

-Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

-Почему так решили?

— Но это не простая пьеса, а пьеса сказка.

— мы читали много разных сказок русских народных и других народов.

— Какие виды сказок вы знаете? ( Бытовые, богатырские, волшебные, (о животных).)
— Какие вы читали сказки, где героем является коза или козел? (волк и семеро козлят, лисица и козёл, серебряное копытце)

— Каким мы видим козла в этих сказках? (В сказке “Лисица и Козел” Козел доверчив, глуп, в сказке “Волк и семеро козлят” Коза – заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в сказке «Серебряное копытце» козел добрый, помогал всем)

— Как появились сказки о животных? Вы помните что сказки сочиняли простые люди, в них выражали свою мечту, и оказывалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым. Люди хотели быстрее передвигаться. Животные в сказках заговорили, их наделяли человеческими чертами характера, для того, чтобы люди узнавали себя.

— Я хочу вам заметить, что каждое животное в сказках разных народов наделено определенными качествами.

-Сейчас вы самостоятельно прочитаете 1 действие.

-Вам нужно будет взять карандаш и при чтении, если будут вам встречаться непонятные или не знакомые слова их отметить.

— У вас на партах лежат листочки на которых записаны качества КОТОРЫМИ МОЖЕТ БЫТЬ НАДЕЛЕН ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПЬЕСЫ. Ваша задача выбрать подходящие качества которыми может быть наделен главный герой — козел

. Трудолюбивый

Отзывчивый

Добрый

Трусливый

Смекалистый

Злой

Бесстрашный

Жадный

Умный сильный

Отважный находчивый

Решительный

-Давайте прочтем действующих лиц сказки(…) (ДЕТИ ЧИТАЮТ)

— Кто из действующих лиц участвовал в 1-ом действии.

— Какие слова были не понятны? ( щи-суп с рубленной капустой; ЗАДВО́РКИ, -Часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором (дворами); ОГОРО́ДНИК, -а, м. Человек, к-рый возделывает огород, владелец огорода).

— Так какими же качествами вы считаете наделен Козел?

 

-Чтение 1-го действия по ролям. (подготовленные дети)

Вопросы после чтения:

— Какими вы представляете бабу и деда?

— Найдите и прочитайте — Почему козел стал им помогать? Что он умел делать?

— Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)

-Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.

— Какое настроение у вас после прочтения 1-го действия?

Рассмотрите иллюстрации на с77, 81. Озвучьте их словами из сказки.

— Чем заканчивается 1-е действие?

— Как вы предполагаете, что ожидает козла в лесу? (Встреча с волками.)

— В театре, после каждого действия есть антракт. Это когда зрители отдыхают, а артисты готовятся к следующему действию. Вот и у нас антракт: мы тоже немного отдохнём.( в это время дети переодеваются)

Физминутка !

— 2-е действие.

-Предлагаю посмотреть и послушать. Слушайте внимательно, чтобы уметь ответить на вопросы.

Инсценировка.

Вопросы после инсценировки:

— Где происходит 2-е действие? (В лесу)

— Какими мы видим волков? (Голодными, злыми, трусливыми)

— Почему один Козёл смог побороть семерых волков? (Был отважен, силён, хитёр)

— Найдите и прочитайте как дед и баба отнеслись к пропаже козла?

— Какие моменты действия отражены на этой иллюстрации(стр.83)? (Нападение волков )

давайте ещё выберем качества, подходящие КОЗЛУ.

— вы наверно заметили, что все наши артисты были в масках.

— А как вы думаете, почему?

Ма́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных эстетических, и практических целях. Слово «маска» в переводе с арабского языка означает «шут», «человек на маскараде». 5000-летняя Маска Warka, как полагают, является самой старой из дошедших до наших дней масок.

3.Итог урока.

— Чем сказка-пьеса отличается от обычной сказки?

— Чем сказка-пьеса отличается от обычной сказки?

Многие сказки разных стран, народов, очень похожи, потому что главные темы сказок – это дружба, борьба добра со злом. Народная мудрость излагается в сказках.

— Выберите пословицы, которые соответствуют содержанию сказки. Почему?

1) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

2) Волков бояться, в лес не ходить.

3) Вся семья вместе, так и душа на месте.

4) В согласном стаде волк не страшен.

5) Корми деда на печи, сам будешь там.

6) У страха глаза велики.

7) Любишь, есть калачи – не сиди на печи.

— Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость. В трудную минуту побеждает упорный и умный.)

Ребята, заботятся о стариках можно и нужно в любом возрасте, а не ждать, пока вы вырастите и потом поможете.

— Помните о наших любимых бабушках и дедушках, заботитесь о них, помогайте и всегда старайтесь найти минуточку, чтобы поблагодарить своих родных, чтобы позвонить или написать, пошлите весточку нашим родным, ведь им так нужна ваша поддержка. Напишите на частичках сердечка (поделка, вырезанная из картона) слова благодарности и подарите бабушкам и дедушкам (под музыку пишут слова благодарности). Почаще вспоминайте о них и дарите им радость. Ведь как гласит народная пословица «Корми деда на печи, сам будешь там».

Дом. задание: прочитать по ролям 2-е действие, иллюстрация.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2017/01/24/urok-literaturnogo-chteniya-pesa-dramaticheskoe-proizvedenie-s-marshak-skazka-pro-kozla/