Среди разнообразных нарушений речи у детей школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушени звуко-слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (н-р, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Кроме того недостаточная сформированность звуко-слоговой структуры слова приводит к возникновению фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (самый распространенный вид дисграфии у младших школьников), которая характеризуется следующими ошибками на письме:
-пропуски гласных (собака — «сбака»)
-пропуски согласных при их стечении (кукла – «кула»)
-добавление гласных (скамейка – «сакамейка»)
-перестановки букв (окно – «коно»)
-пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»)
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У детей с речевой патологией именно эта форма языкового анализа и синтеза страдает максимально. В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза на логопедических занятиях.
Работа может быть использована различными специалистами (логопедами, учителями, дефектологами), для проведения индивидуальных, фронтальных занятий с детьми младшего школьного возраста.
Пособие содержит материал, который включает большое количество разнообразных новых и уже хорошо известных приёмов работы, предлагаемых различными авторами (Р.И.Лалаева, З.Е.Агронович, Л.М.Козырева, П.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова, Л.В.Венидиктова), направленных на развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.
Использование предлагаемых игр и упражнений помогут сформировать у учащихся представление о звуковой стороне речи, овладеть навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова, создадут необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, в целом будут способствовать предупреждению общей и функциональной неграмотности.