«

»

Янв 25

Распечатать Запись

Развитие слогового анализа и синтеза у младших школьников на уроках логопедии

Среди разнообразных нарушений речи у детей школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (н-р, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Кроме того, недостаточная сформированность слоговой структуры слова приводит к возникновению фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (самый распространенный вид дисграфии у младших школьников), которая характеризуется следующими ошибками на письме:

-пропуски,

— добавления,

-перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умения разделять слово на составляющие его слоги. Значимость слогового анализа обусловлена, прежде всего, тем, что на начальных этапах ребёнок учится сливать звуки и слоги, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делиться на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки. У детей с речевой патологией эта форма языкового анализа и синтеза часто страдает. В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию слогового анализа и синтеза на логопедических занятиях.

Работа может быть использована различными специалистами (логопедами, учителями, дефектологами), для проведения индивидуальных, групповых занятий с детьми младшего школьного возраста.

Пособие содержит материал, который включает большое количество разнообразных новых и уже хорошо известных приёмов работы, предлагаемых различными авторами (Р.И. Лалаева, З.Е.Агронович, Л.М.Козырева, П.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова, Л.В.Венидиктова), направленных на развитие слогового анализа и синтеза.

Использование предлагаемых игр и упражнений помогут сформировать у учащихся представление о слоговой стороне речи, овладеть навыками анализа и синтеза слогового состава слова, создадут необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, в целом будут способствовать предупреждению общей и функциональной неграмотности.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2017/01/25/razvitie-slogovogo-analiza-i-sinteza-u-mladshix-shkolnikov-na-urokax-logopedii/