«

»

Июл 16

Распечатать Запись

Использование межпредметных связей в формировании ЗОЖ

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.

Принцип межпредметных связей является предметом пристального изучения российскими педагогами и психологами, исследующими процессы усвоения знаний. Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы (1), Джон Локк – истории и географии (2). В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский (3), К.Д. Ушинский (4) и другие педагоги. К.Д. Ушинский в своем произведении «Человек как предмет воспитания» пишет: «Хороший педагог, прежде чем сообщить какое-нибудь сведение ученикам, обдумывает, какие ассоциации по противоположности или по сходству может оно составить со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников,  и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения со старым, прочно вплетает новое звено в цепь старых… ». Выводы К.Д. Ушинского перекликаются в известной мере с положениями известного немецкого педагога и психолога И.Ф. Гербарта (1776-1841), который считал, что новые впечатления запоминаются прочнее при условии, что они обладают не только достаточной силой впечатления, но и получают поддержку со стороны родственных представлений из прошлого опыта. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К. Крупская. Она пишет «Комплексность комплексности рознь. Есть комплексность, которая затемняет реальные связи и опосредствования, которая связывает воедино вещи, ничего общего между собой не имеющие и есть комплексность, способствующая пониманию существующих реальных связей между различными областями явлений и тем способствующая выработке цельного материалистического мировоззрения». (5)

Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой обучающихся к практической деятельности.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у обучающихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. И поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает обучающимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения обучающихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2018/07/16/ispolzovanie-mezhpredmetnyh-svyazej-v-formirovanii-zozh/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 × 5 =