«

»

Распечатать Запись

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Свитнева Л.М., учитель физики.

Выбор данной темы актуален тем, что и основная школа переходит от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает успешное включение обучающихся в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом. Таким образом, актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.

Новые стандарты устанавливают:

  1. Ориентиры развития системы образования, определяющие основные направления образования;

  2. Требования к содержанию и организации образовательного процесса;

  3. Описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников.

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:

  • Личностные

  • Метапредметные;

  • Предметные.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:

  • Планирование;

  • Контроль;

  • Коррекция.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, в рамках внеурочной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный материал обучающимися в ходе изучения учебного предмета.

Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Концепция и требования стандартов указывают, что к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

— системы научных знаний и представлении о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,

— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

— коммуникативных и информационных умений.

Такая переориентация не только отвечает потребностям образовательного процесса, но и меняет место и роль системы оценки.

Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательной программы, но и как:

— самостоятельный и самоценный элемент содержания;

— средство повышения эффективности преподавания и учения;

— фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;

— регулятор программы обучения.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

— оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Аксиомы оценивания:

— Всегда есть более одного метода оценивания для каждой цели

— Ни один метод не может адекватно оценить все разнообразие способностей ученика

— Важно провести предварительную проверку, чтобы увидеть подходит ли метод для данной программы.

— Невозможно использовать все методы (время и ресурсы)

— Необходимо установить приоритеты использования методов

— Необходимо использовать имеющиеся в наличие ресурсы

— Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.

— Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

— Обеспечение личной психологической безопасности ученика.

— Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.

  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.

  • Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

  • Оценивать можно только то, чему учат.

Систему оценивания необходимо выстраивать таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках. В оценочной деятельности должен реализовываться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Оценивание знаний (для разных целей) может происходить всегда, в том числе во время изучения нового материала и выполнения тренировочных упражнений. При оценивании знаний (качества усвоения информации) и некоторых интеллектуальных умений педагог может применять специальные опросы и контрольные работы. Как правило, педагог отводит особое время на занятии (или целое занятие) для оценивания обучающихся (опрос, контрольные работы, проведение «контрольных» упражнений, тренажеров) или предлагает специальное домашнее задание, которое подлежит оцениванию. Иногда для оценивания давно практикуемых умений и навыков (работа в малых группах, краткое выступление) педагог может совмещать оценивание с выполнением «тренировочного» упражнения по другой теме или по отработке иных умений и навыков.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2018/07/16/sovremennye-formy-i-metody-otsenivaniya-obrazovatelnyh-rezultatov-shkolnikov/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

семнадцать + 13 =