«

»

Распечатать Запись

Обучение математике через задачи

Смирнова С.В., учитель математики

 

В России многие годы традиционно целью образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. При выполнении заданий в практических жизненных ситуациях, содержание которых предоставлено в нестандартной форме, школьники не могут провести анализ, сформулировать вывод, назвать последствия тех или иных изменений, показывают низкие результаты при выполнении заданий связанных с использованием наблюдения, классификации, сравнения, формирования гипотез. Именно этот факт побудил наше правительство предпринять ряд мер, которые помогут поставить математическое образование в России на должный уровень. Это принятие Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, принятие Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В Концепции отмечается, что необходимо обеспечить широкий спектр математической активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде). Роль задач при обучении математике чрезвычайно велика. С помощью решения текстовых задач можно решить проблему мотивационного характера, о которой так же говорится в Концепции. Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С помощью их учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование исторических задач и разнообразных старинных (арифметических) способов их решения не только обогащает опыт мыслительной деятельности, но и позволяет осваивать важный культурно-исторический пласт истории человечества, связанный с поиском решения задач. Это важный внутренний стимул к поиску решений задач и изучению математики. Если мы научим детей решать задачи — мы не только повысим интерес к самому предмету, но и окажем значительное влияние на формирование их математического мышления, что способствует успешному освоению новых знаний в других областях.

Понимая роль текстовых задач в школьном математическом образовании зная, что важнейшим средством активизации самостоятельной творческой деятельности обучающихся, развития их умственных способностей является решение задач, администрация нашей школы при составлении учебного плана уделила этому вопросу достаточно внимания. Именно поэтому темы элективов, факультативов по математике связаны с решением текстовых задач. Один из пунктов плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в нашей школе звучит так:

«Организация и проведение элективных и факультативных курсов: факультатив в 8 классе «Решение олимпиадных задач по математике», электив в 11 классе «Задачи прикладного характера военно-спортивного направления», электив «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» в 10 классе». (Приложение 1. Рабочая программа элективного курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения»)

Системно-деятельностный подход- основа стандартов второго поколения. «Единственный путь, ведущий к знанию- это деятельность» — утверждал Бернард Шоу. Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается математическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления, является решение текстовых задач. Не случайно известный педагог математик Д. Пойа пишет: «Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия». В истории использования задач в обучении математике можно выделить следующие этапы:

1)изучение математики с целью обучения решению задач;

2)обучение математике, сопровождаемое решением задач;

3)обучение математике через решение задач.

С изменением роли и места задач в обучении обновляются и сами задачи. Если ранее требование задачи выражалось словами «найти», «построить»; «вычислить», «доказать», то теперь – «объяснить», «выбрать из различных способов решения оптимальный», «выделить все эвристики, используемые при решении задачи», «исследовать», «спрогнозировать различные способы решения» и т. д. Среди функций задач важное место занимает функция управления математической деятельностью школьника, и в частности его развитием. При решении задач важным является эмоциональное восприятие решаемой задачи, которое оказывает активное воздействие на деятельность творческого воображения. Воображение, возникая в ответ на стремление и побуждение учащихся, реализуется в их творческой деятельности

Решая математические задачи, учащиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и приобретают умения мыслить творчески. Это проявляется в умении видоизменить заданную ситуацию с целью создать условия применимости того или иного метода, приема; в умении выделять и накапливать потенциально полезную информацию; в умении конструировать на базе данной задачи новые; в умении осуществлять самоконтроль, исследовать результат решения.

Современная учебно-методическая литература содержит различные попытки помочь обучающимся в решении задач с помощью формулирования общих приемов, позволяющих найти путь к решению конкретной задачи. Интересны в этом отношении труды известного математика и замечательного педагога Д. Пойа «Как решать задачи», «Математика и правдоподобные рассуждения», «Математическое открытие».

В увлекательной форме Д. Пойа анализирует процесс «математического открытия». Словами «математическое открытие» Д. Пойа характеризует получение любого, сколь угодно скромного, математического результата, например решение нестандартной задачи.

На примерах задач школьного курса процесс решения задач Д. Пойа анализирует в неразрывной связи с процессом обучения решению задач, так что здесь тесно связаны два вопроса: «Как решать задачу?», «Как научить решать задачу?»

Под воздействием книг Д. Пойа последнее время широко применяется метод обучения решению математических задач, который состоит в том, что обучающимся даются общие эвристические схемы процесса решения задач или поиска способа решения, подобных тем, которые приведены в конце книги Д. Пойа «Как решать задачу».

Д. Пойа одним из первых попытался создать теорию, предметом которой являются не математические доказательства, а способы догадываться о таких доказательствах, открывать математические истины и решать математические задачи. Он один из первых наиболее четко и полно сформировал правила, которыми пользуется учитель, желающий научить своих учеников решать задачи.

Всем понятно, что научиться решать задачи обучающиеся смогут лишь решая их. «Решение задач – практическое искусство подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь … если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», — утверждал Д. Пойа.

Проведенный анализ выявил две основные причины неудач в обучении решению задач.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2018/07/16/obuchenie-matematike-cherez-zadachi/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

15 + девятнадцать =