«

»

Распечатать Запись

Владимир Святой. Принятие Русью христианства и его значение.

(Лекция, опорные конспекты по теме, основные понятия, термины)

Рычкина Т.Н., учитель истории и обществознания

Данная работа раскрывает тему «Владимир Святой. Принятие Русью христианства и его значение». Она включает в себя: лекцию, опорные конспекты по теме, основные понятия, термины. Эта тема изучается во 2 сессии 10 класса.

Эта работа позволит повторить основное содержание школьного курса истории России и качественно подготовиться к единому государственному экзамену по истории.

Структура пособия соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания-контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Методичка содержит краткую историческую справку, изложенную в сжатой и доступной форме, а также образцы заданий, используемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Опорные конспекты составлены таким образом, чтобы при их воспроизведении происходило повторение всего программного материала.

В конце пособия даны справочные хронологические таблицы и словарь понятий и терминов.

1. Мотивы, предпосылки, причины принятия Русью христианства.

При Владимире произошло великое событие в русской истории – Русь приняла Христианство. В десятом веке язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны – Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонению христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.

Соединение С Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Большинство стран Европы к этому времени были уже христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том , как Владимир в 986 году выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм – из-за того, что евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак – византийская принцесса была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе, в Крыму.

Принятие князем Владимиром христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия – язычество – такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и государств и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок.

Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства :

-язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы,

-тормозило развитие международных связей и торговли,

-язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси,

-требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений- господства и подчинения,

-монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси,

-появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Этого требовали интересы развивающегося государства, оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран.

Христианство цементировало семью, водило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще.

Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны.

2. Принятие христианства в 988 году.

Правление Владимира Святославича связано с таким историческим событием, как принятие Русью христианства.

Первые подступы к крещению Русь сделала еще в десятом веке. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно проникало нам Русь. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи.

Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. В то время добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.

Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь свободно отправляли свои религиозные культы мусульмане, иудеи, христиане. Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала свое. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства — этого требовали интересы развивающегося государства, оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства. Владимир не раз задумывался над содеянным в своей бурной жизни. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать надежду на новую счастливую жизнь.

В 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Это могло сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе, укрепить авторитет династии внутри страны.

Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи против мятежников, согласились требованием Владимира, но предложили ему принять крещение.. Владимир согласился. Русский отряд направился в Византию и подавил мятеж. Но, когда опасность миновала, греки не торопились выполнять договор о браке Владимира с Анной. Владимир собрал рать и в 988 году двинулся на центр византийских владений в Крыму – Херсонес. Осада продолжалась несколько месяцев. С крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод. Стрела была пущена от имени херсонесского священнослужителя Анастаса. Вскоре жители города сдались.

После этого Владимир послал гонцов в Константинополь и передал вместе с ними , что если Анна не прибудет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять христианство.

В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василий. Вместе свеликим князем крестилась и часть дружины. Владимир вернулся в Киев, взяв с собой их Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников.

Между крещением Владимира и крещением всей Руси прошло немало времени. Лишь в 990 году Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси.

Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь отдал приказ о строительстве церквей. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.

Христианизация Новгорода прошла после ожесточенных стычек. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык , повсюду возводились христианские храмы.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу на родном языке в отличие от римской церкви. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры. Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться школы. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый Константинополем. Все население страны было обязано платить налог в пользу государства — «десятину»(десятую часть доходов населения).

3. Значение принятия христианства.

Церковь оказывала воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения

Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с европейскими государствами

Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного землевладения

Принятие христианства способствовало проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству.

Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов, при монастырях открывались школы, библиотеки

Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.

Основные понятия, термины

Полюдье

Дань племен князю за исполнение им судебных функций и функций защиты от внешних врагов.

Язычество

Многобожие

Христианство

Одна из трех мировых религий, имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм, монотеистическая религия(однобожие)

Десятина

Десятая часть от всех доходов в пользу церкви

Натуральный характер хозяйства

Отдельные области не испытывают нужды в связях друг с другом.

Раннефеодальное государство

Государство, в котором господствовала государственная собственность , феодальная лишь формировалась; еще не сложились классы и крестьяне еще не были закрепощены, власть принадлежала князю, опиравшемуся на дружину.

Старшая дружина

Ближайшие помощники князя, из которых формировался

класс бояр

Младшая дружина

Дружинники, отдаленные от князя

Челядь и холопы

Различные категории рабов

Смерды

Свободные крестьяне-общинники

Рядовичи, закупы

Категории зависимого населения на Руси

Опорный конспект

Принятие христианства и его значение

Причины принятия христианства

Язычество не выражало

Невозможность реформирования старой религии

— государственного единства

— господства княжеской власти

— идеи примирения с

существующим порядком

— пантеон языческих богов не

приводил к единству культа,

разъединял части страны

Принятие христианства в 988 году

Выбор

Политическая обстановка

— близкое Руси социально-

политическое устройство

Византии

— распространение христианства до

княжения Владимира

— борьба Руси с Византией

— независимость Руси от Византии

Значение принятия христианства

Правящая верхушка

Русь

— идеология для укрепления

господства

— церковь новая политическая

организация

— идеологически закрепило

закрепило единство государства

— письменность, культура

— международные связи, рост

авторитета Руси

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2018/07/30/vladimir-svyatoj-prinyatie-rusyu-hristianstva-i-ego-znachenie/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

два × 1 =