Чекмарева Л.М., учитель русского языка и литературы.
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня, в условиях реализации ФГОС, перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов воспитания школьников и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у школьников, их обучение в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности обучающихся является театрально-игровая деятельность младших подростков. Существует реальное противоречие между установками традиционной системы обучения школьников и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития творческого потенциала личности в условиях воспитательной системы общеобразовательного учреждения в рамках ФГОС.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:
— между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;
— потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения школьников к театрализованной деятельности.
В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка. Организуя театрализованную деятельность пятиклассников, мы решаем многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для учеников 5 класса всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов-словесников.
Необходим пересмотр стратегии педагогической деятельности учителя современного общеобразовательного учреждения, с тенденцией повышения уровня развития творческих способностей. В связи с этим, возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально — ритмических упражнений при проведении физминутки, игровых технологий, и традиционных подходов к развитию речи, в основе которой лежит воспитательная система теории развития творческой личности. После введения ФГОС появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию. При проведении уроков литературы с элементами театрализации формируются универсальные учебные действия.