«

»

Распечатать Запись

Музейная педагогика в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Андреева Н.А., учитель русского языка и литературы.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране». Это высказывание заставляет задуматься о правильном обучении и воспитании подрастающего поколения, об истинных ценностях человека, о возможностях образования и «воспитания историей».

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачами школьного музея являются:

*Воспитание чувства патриотизма — такого «социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

*сохранение для воспитанников и потомков подлинников, первоисточников, музейных предметов, представляющих историческую, художественную или иную ценность.

*Использование музейного материала в учебном процессе.

* Преобразование музейного предмета в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

* Включение учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

Вот уже на протяжении 5 лет я являюсь руководителем школьной музейной комнаты, в которой собраны материалы об истории нашей школы, её выпускниках, учителях, ветеранах Великой Отечественной войны и труда, проживавших и ныне живущих на микрорайоне Биробиджан-II, семейных династиях, в разные годы обучавшихся в нашей школе. Большой интерес вызывают материалы, в которых представлено 62 школьных выпуска, начиная с 1955 года, экспозиция, посвященная истории поселка, где имеется карта микрорайона 1941 года. Особое внимание в музейной комнате уделено памяти выпускника школы Николая Викторовича Косникова, погибшего при исполнении воинского долга в республике Афганистан и посмертно награжденного орденом Красной Звезды. В 2015 году школе было присвоено имя Николая Косникова. Достойно представлен материал, отражающий спортивные достижения школьников, успехи учителей, награды ученического и учительского коллективов школы. Подшивки газет, в которых отражена работа школы, систематически обновляются. Кроме этого, хранятся сборники творческих работ учеников, приуроченные к разным событиям школьной жизни. Трудно переоценить использование названных материалов в образовательном и воспитательном процессах школы. Все чаще стали мы обращаться к понятию «музейная педагогика», которое пришло к нам из Германии. В нашей стране это понятие начало употребляться в начале 70-х годов прошлого столетия.

Музейная педагогика в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения играет значительную роль в обучении и воспитании школьников. Введение музейной педагогики в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.

Это ставит перед образованием новые задачи:

  • Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,

  • Гармонизация развития творческой личности,

  • Сохранение традиций школы, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан России.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

С помощью музейных материалов можно «оживить» прошлое, совершать увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.

Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Так ежегодно каждый класс получает задание, связанное с организацией поисковой работы по различным направлениям. Младшие школьники совместно с учителями и родителями участвуют в проекте, результатом которого явилась книга «Человек, о котором хочется рассказать». Ребята написали сочинения, в которых представили интересных людей нашего микрорайона. Данный материал позволяет познакомиться с успешными людьми, в разные годы окончившими нашу школу.

Обучающиеся 8-9 классов работали по формированию папки выпускников. Ими собраны фотографии всех школьных выпусков, воспоминания самих выпускников и их учителей о том или ином школьном выпуске. Обучающиеся 9-б класса приняли участие в проекте, результатом которого явилась книга «В двадцатом веке и в двухсотом учитель вечен на земле». Здесь собран материал обо всех школьных учителях, работавших и работающих в школе в разные годы, начиная с 1940 года по настоящее время.

Обучающиеся 10 класса провели поисковую работу «Улицы нашего детства». Результатом стал систематизированный материал обо всех улицах микрорайона Биробиджан-2. Собранный материал классифицирован по трем направлениям: история названия улицы (архивный материал), фотографии и сочинения школьников о родных улицах. Данные материалы можно использовать на уроках литературы и русского языка, когда мы рассказываем об улицах нашего микрорайона, пишем сочинения. Собранный материал помогает ребятам виртуально пройти по знакомым улицам микрорайона, узнать историю создания улиц, увидеть интересные места, познакомиться с событиями прошлых лет.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2018/07/16/muzejnaya-pedagogika-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 × 3 =