«

»

Янв 19

Распечатать Запись

Развитие читательского интереса обучающихся специальных коррекционных классов VII вида через разнообразные формы работы

Чтение – это окошко, через которое дети видят
 и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
 одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
 начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский

В последние годы наблюдается резкое снижение интереса детей к чтению. Возрастает число обучающихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе. Всем ясно, что лишь совместными усилиями учителей, библиотекаря, руководителей кружков и секций и при родительском участии можно добиться желаемых результатов в развитии ребёнка.

Чтение – основа учения. Без развития у школьников навыков чтения: осмысленного, правильного, беглого, выразительного – не может идти речи о дальнейшем обучении.

Формирование грамотных людей – одна из важных задач современной школы. Основы грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков литературного чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, читающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Учитывая трудности, я вышла на проблему создания психолого-педагогических условий, направленных на развитие читательских умений у детей и выделила для себя ряд задач:

формирование техники чтения и приемов понимания текстов на базе интереса к чтению;

приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практического и ознакомления с отдельными теоретико – литературными понятиями на основе интереса к чтению;

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря);

развитие творческих способностей детей;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста.

Как же сохранить естественный интерес у ребёнка к книге в период его обучения?

нужно учить медленному чтению художественного текста;

нужно понимать, что надо ребёнка учить читать не для нас взрослых, а для самого себя;

необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя.

Обучение такому чтению требует определённого методического подхода.

Три этапа работы с текстом, внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов»:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения.

3. Работа с тестом после чтения.

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Я выделяю следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями.

Я практикую следующие формы внеклассных занятий: дискуссия; коллективное чтение; беседа; реклама книги; литературный праздник.

Также организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы:

  • библиотечные часы;

  • экскурсии в музей, посещение выставок;

  • конкурсы чтецов;

  • инсценировки сказок

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы — в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему».

Приведу несколько советов родителям:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
П е р в а я г р у п п а – логические упражнения

1. Что общего в словах и чем они различаются?

мел – мель, мал – мял, мыл – мил

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый;

4.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Зима, рама;

пуговица, молоток, лава;

Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

В т о р а я г р у п п а – игры по составлению слов со словами

Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

з б р е ы, у ы з б р, и т г и р, в д р ы ы, о ы б б р.

Шарады.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.

(Картина)

Ребусы.

Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока)

Найди животное среди строк.

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

 

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Т р е т ь я г р у п п а – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
 Ч е т в е р т а я г р у п п а – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске).
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ

П е р в а я г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения.

Определи разницу.

Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;

беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.

В т о р а я г р у п п а – упражнения для активации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Скороговорки.
3. Чистоговорки.
4. Различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе скороговорки;

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ.
 
1.
Чтение слова с разными оттенками интонации.
2.Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3.Упражнения дыхания.
4.Упражнения для развития голоса.
5.Упражнения для дикции.
6.Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки

Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:
— формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;
— умению работать с литературой определенного рода;
— умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать свое мнение;
— формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2017/01/19/razvitie-chitatelskogo-interesa-obuchayushhixsya-specialnyx-korrekcionnyx-klassov-vii-vida-cherez-raznoobraznye-formy-raboty/