Шкуратова Л.В., заместитель директора по УВР.
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею. Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов. Изучение вопроса качества образования в школе привело к определенным выводам. Для определения качества образования в ОУ необходимы:
— критерии и показатели оценки качества образования;
— контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
-работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
— системная работа в данном направлении.
Мониторинг качества образования в образовательном учреждении направлен на создание механизмов устойчивого развития качественно новой системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному заказу. Он предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.
В соответствии с данной системой на уровне образовательного учреждения выбраны следующие базовые показатели:
-уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
-уровень воспитанности учащихся;
-количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
-поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;
-состояние здоровья и психического развития учащихся;
-динамика правонарушений учащихся;
-уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.
Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:
-организация и развитие образовательного процесса;
-управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
-уровень выполнения государственных программ;
-уровень инновационных процессов в образовательном учреждении;
-профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
-участие учителей в профессиональных конкурсах;
-уровень информатизации обучения и управления;
-показатели владения учителями информационными технологиями;
-состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).