Урок-лекция по биологии (9 класс).
В.Я.Титова, учитель биологии.
Вечерняя школа ставит перед собой задачу обучения всех желающих вне зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, возраста, уровня подготовки по учебным дисциплинам. Но одна из первых задач – создание для человека условий, которые помогут избавиться от страха перед учебой, а также будут способствовать всестороннему развитию личности. С этой целью в нашем образовательном учреждении используются разнообразные методы и формы.
Одной из основных форм изложения нового материала на уроках биологии в вечерней школе остается урок-лекция. На таких уроках учащиеся включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность.
Предлагаемый методический материал является учебным пособием по курсу «Биология» 9 класс. Материал структурирован в соответствии с действующей учебной программой.
Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому к данному методическому материалу прилагается мультимедийная презентация, в которой преподаватель передает компьютеру часть своих функций, что усиливает воздействие на учеников, так как усвоение учебного материала идет также путем зрительного восприятия. Но при этом учитель не заменяется компьютером, а остается главным действующим лицом, в полной мере реализуя свои индивидуальные творческие особенности. Разнообразие иллюстративного материала делает такую лекцию и содержательной, и лапидарной.
Таким образом, на уроках биологии выполняются основные задачи вечерней школы: развитие интеллектуального потенциала учащихся, восстановление утраченных (иногда – выстраивание несформированных) умений добывать и использовать знания, что помогает в достижении главной цели – адаптации учащихся в обществе.
Методический материал может быть использован для повышения качества и эффективности уроков биологии.
Цель:
Познакомить учащихся с взаимоотношениями живых организмов в природе, видами взаимоотношений, влиянием организмов друг на друга.
Актуализировать знания учащихся по терминам «симбиоз», «хищничество», «паразитизм», «конкуренция».
Ввести новые понятия: «антибиоз», «комменсализм», «протокооперация», «мутуализм».