«

»

Распечатать Запись

Развитие эмоционально-волевой сферы у младшего школьника с задержкой психического развития во внеурочной деятельности

Кинцель Н.А.учитель начальных классов

Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально- волевой сферы у младшего школьника обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта личности в целом. Школа наряду с когнитивной стороной развития должна ориентироваться и на формирование у ребенка ценностных ориентаций, развитие его эмоционально-волевой сферы, выработку аффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию.

Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности и во внеурочной деятельности. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту. Особенно остро они протекают у детей с ЗПР, которые испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичном отставании в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. Немалую роль в решении подобных трудностей играет внеурочная деятельность. Это может способствовать развитию у детей общего эмоционального благополучия.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность обучающимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Широ­кие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной работе.

Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тенденцию их развития — все большую осознанность и сдержанность. Изменение эмоциональной сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, не сказочный персонаж или сюжет прочитанной сказки, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь — оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих. Во внеучебное время игры продолжают доставлять удовольствие ребенку, но их содержание и сообразно связанные с ними чувства тоже становятся иными. Так, активная интеллектуальная деятельность на уроках, появляющаяся привычка к волевым усилиям пробуждают потребность и соответственно интерес к играм с правилами, настольным и спортивным играм. Они требуют смекалки, вносят элемент соревнования. Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной игровой задачи, и в процессе спортивного соперничества. Продолжает развиваться сюжет ролевых коллективных игр в плане отражения разнообразных сторон общественной жизни. По мере усложнения сюжета, отражения в нем разных взаимоотношений между людьми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникающих по ходу игры (например, при распределении игровых ролей), развиваются нравственные чувства детей. Однако не следует переоценивать возможностей младших школьников. Осознание своих чувств и соответственно понимание чувств других людей (по исследованиям П.М. Якобсона) у них еще далеко не совершенны. Они часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или других чувств окружающих, что влечет за собой и неадекватную ответную реакцию ребенка. Участие в учебной деятельности на уроках и общение с учителем и коллективом в процессе обучения требуют большой сдержанности в чувствах, что первое время дается ему с трудом. Однако повседневные школьные обязанности, требования, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективом, заставляют их вести себя все более сдержанно, при этом младшие школьники постепенно учатся контролировать свое поведение.

Моторные реакции, выражающие чувства, характерные для дошкольника и для первоклассника, начинают заменяться речевыми. К III классу заметно развивается речевая выразительность, обогащается интонация. Младший школьник, начиная с I класса, старается справиться с сильным волнением, например, сдержать слезы, уже может побороть свои желания, подчиняется требованиям учителя. В целом его общий эмоциональный тонус, настроение характеризуют жизнерадостность, бодрость, веселое оживление. Тем не менее, неудовлетворение уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и при отсутствии внимания учителя закрепляться как отрицательные черты характера (грубость, недоброжелательность и т.д.). Сохраняется также и большая впечатлительность. Драматические события, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекая от учебы.

По сравнению с ребенком дошкольного возраста у младшего школьника проявляется большая дифференцировка в направленности чувств. Развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. К III классу интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Они развиваются в результате удовлетворения потребности ребят в общении, под влиянием жизни в коллективе сверстников и всей школы, совместной учебной деятельности.

В начале обучения все перечисленные выше факторы влияют главным образом через личность учителя, являющегося авторитетом для первоклассника, позже под влиянием педагога и совместной учебной деятельности появляются товарищеские и дружеские контакты со сверстниками (сочувствие, радость, чувство солидарности). Эти взаимоотношения учеников способствуют развитию у них чувства коллективизма, проявляющегося в том, что каждый из них становится небезразличен к оценке товарищей по классу.

У младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства. Активное познание в процессе учебной деятельности связано с преодолением трудностей, успехами и неудачами, поэтому возникает целая гамма чувств: удивление, сомнение, радость познания и в связи с ними интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности, такие как любознательность, чувство нового. Возникновение интеллектуальных чувств связано с потребностью в познании нового в соответствии с познавательным интересом. В I классе их интерес вызывают факторы и события, а значит, для развития интеллектуальных чувств важно опираться на яркие представления, наглядность, и тогда радость и удовлетворение возникают у ребенка уже от проникновения в суть фактов, в причинно-следственные зависимости.

В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получают из учебников и дополнительной литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно-мотивационной сферы — важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера. Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Они способны управлять собой, руководствуясь взглядами и убеждениями (их еще надо у ребят сформировать), и поэтому часто подражают другим. В связи с этим учитель и окружающие люди должны показывать им положительные примеры поведения.

Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам). Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы, самостоятельно организуя выполнение домашних заданий и своего досуга. У него также проявляется и противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все то, что своей новизной захватывает ребенка. К 3 классу она встречается у детей уже реже. Вместе с тем в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной особенностью ребенка.

Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств.

Таким образом, эмоциональное здоровье — это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

Значение музыкальных игр в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

1) Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;

2) подвижные игры;

3) дидактические игры.

Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра — это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

Между тем, музыкальная игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так она настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Дети действуют по-разному: одни вскакивают с мест, подсказывают героям, плачут, смеются, другие застывают в напряженной позе. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямит детскую душу».

Художественная литература в музыке влияет на формирование личности ребенка: активизирует воображение, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате чего у ребенка появляются новые знания и представления, а, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Поэтому только чтения художественного произведения недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей. Необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те чувства, те эмоции, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет педагогический процесс. Прочитанная книга еще долго должна жить в группе, в семье в виде различных игр, разговоров, драматизаций.

Иногда школьники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного состояния; с другой – дети, не обнаруживая отзывчивости, тем самым избегают «труда души». Необходимо четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере; создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. В дальнейшем, когда игры-драматизации будут освоены и воспитателем, и группой, можно попробовать создать реальные ситуации в группе, опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в данном коллективе. Иначе говоря, необходимо не только разбираться в мотивах и эмоциях ребенка, но и управлять ими. Для свободной ориентировки в ситуациях, возникающих в группе, при разрешении конфликта необходимо использовать такой бесценный источник формирования нравственных качеств личности как литература и игра.

Игры-драматизации дают возможность ребенку стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент как бы забыть о себе. Игры-беседы позволяют на основе такого действенного переживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных. Педагог, похвалив ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа, незаметно переключает внимание всех ребят на аналогичные ситуации, которые имели место в группе (давно или в настоящее время – это не имеет значения). Главная цель здесь – формирование обобщенного отношения детей к добру и злу, способности различать добрые и злые поступки, умения не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.

Музыкальные игры, связанные с сюжетом литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, театрализованная игра по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия, усвоения художественного произведения, является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Взрослый создает, подготавливает условия, в которых такая игра может появиться и развиваться

В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослых к разыгрываемым событиям. В спектаклях, поставленных впервые, принимает участие и педагог, так как он может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, но, не нарушая тем самым общего сюжета развития игры.

Я работаю в общекультурном направлении внеурочной деятельности, веду музыкальный кружок «Мимисолька». На кружке мы разучиваем песни, исполняем их на различных мероприятиях школы и города.

Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:

— углубление теоретических знаний и развитие практических навыков детей, проявивших музыкальные способности;

— способствование возникновению интереса у большинства обучающихся, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;

— организация досуга учащихся в свободное от учебы время.

Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры — путешествия, викторины, конкурсы, фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.

Я стараюсь развивать у детей чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих и т.д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.

В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

Важное волевое качество младшего школьника — сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых.

У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребёнка. Порой дети бывают на занятиях или чересчур импульсивны, или чересчур сдержанны, тогда я использую музыкальные физминутки, которые помогают ребёнку раскрепоститься, увидеть других детей в такой же ситуации и понять себя.

Как и в любой другой школе, в нашей школе есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в пятиклассники», «День Учителя», «День Матери», новогодние утренники, 23 февраля, 8 марта, «День Победы», праздник посвящённый окончанию школы ит.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение — один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Одно из традиционных мероприятий – концерт, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, в котором ребята принимают участие с большим удовольствием. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей.

Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные композиции — «На войне детей не бывает», «Тропой войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Подобные мероприятия помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

В своей педагогической деятельности, работая учителем в начальной школе, с целью развития эмоционально-волевой сферы школьников я использую разнообразные методы и приёмы. Доброжелательный, дружественный и уважительный тон и гибкость общения позволяют создавать в классе положительный эмоциональный контакт с детьми и между детьми. Частое использование на уроках игровой деятельности комплексно воздействует на эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности. Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках в начальной школе, огромно. Игры на уроках дают нам возможность :

      • оправдать в действительности необоснованное для ребенка требование общаться с партнёрами на уроках, преодолевая разнообразные трудности;

      • делать эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;

      • удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предметы;

      • даёт возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

      • игра имеет определенный результат и стимулирует обучающегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

      • психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры, нормализуют эмоциональную сферу, снимают эмоциональные барьеры и ведут к появлению высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.

Частое разыгрывание на уроках диалогов на разные темы создаёт на уроках атмосферу сотрудничества. Взаимная коррекция со стороны участников диалога помогает детям лучше выстроить свои ролевые действия и отношения с партнерами. В диалоге проявляются и развиваются умение считаться с мнением партнера, находчивость и быстрота ориентации в определённой диалогической ситуации, решительность в действиях.

Желание детей одновременно высказаться на уроке, не всегда реализовано и требует от них сдержанности и уважения к остальным товарищам. Они ждут «своей очереди», еле сдерживая свои эмоции и непреодолимое желание ответить учителю, и тем самым изо дня в день укрепляют свою волю.

С целью развития эмоционально-волевых качеств школьников на своих уроках я также широко использую чтение детской и художественной литературы, просмотр киносказок, в процессе которых герои преодолевают преграды, испытывают значительные лишения и трудности.

Таким образом, все универсальные учебные действия в своем формировании опираются на зрелую эмоционально-волевую сферу каждого ребенка. Сложностью реализации данного процесса становится незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР, которая обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Считаю важным целенаправленно способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей, которая является важной составляющей в развитии детей школьного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, чувствовать эмоциональное состояние себя и другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, что является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы учит понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки.

Цель: формирование эмоционально-волевого развития младшего школьника.

развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;

развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику;

развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции);

развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;

обучение детей речевым этикетным формулам: приветствие, прощание, благодарность.

Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятиях, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

РАДОСТЬ.

1. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла».

Вопросы к детям: — О чем вы думали, когда слушали музыку?

 — Что чувствовали?

 — Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения.

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа.

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование на тему «Радость».

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

5. Ответы детей на вопрос:

-Что такое радость?

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

-Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.

-Радость – это когда праздник.

-Радость –когда никто не плачет. Ни один человек.

-Радость – когда нет войны.

-У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

-Радость – это я! Потому что мама говорит «Ты – моя радость!»

6. Хоровод.

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать…» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского).

ГОРЕ.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С.Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вопросы к детям:

— Каков характер этих пьес?

— Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем – второе.

1. Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить:

-Когда герои этих сказок переживали горе?

-Как они справились с горем?

3. Чтение отрывков из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

4. Драматизация ситуации «Пропала собака».

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

— Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?

— Кто лучше всех тебя успокоил?

ГНЕВ.

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

— Почему рассердились Умывальник и крокодил?

— Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М.Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н.Толстого «Три медведя».

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведь и медведица.

3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились.

4. Упражнение «Зеркало».

5. Рисование гнева.

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

СТРАХ.

1. Игра «Гуси-лебеди».

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стулья.

2. Упражнение «Найди пиктограмму».

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.

Вопросы к детям:

Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Прослушивание музыкальной пьесы Н.Мясковского «Тревожная колыбельная».

Вопросы к детям:

-Каков характер этого произведения?

— Нарисуйте страх на бумаге.

5. Чтение отрывка из сказки С.Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).

Вопрос к детям:

 -Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка».

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

УДИВЛЕНИЕ.

 1. Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).

Вопросы:

— Какие чудеса описывает автор?

— Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

2. Упражнение «Зеркало». Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Вопрос:

— Что общего в том, как вы изображали удивление?

3. Игра «Фантазии».

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

— К нам пришел слон…

— Мы оказались на другой планете…

— Внезапно исчезли все взрослые…

— Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах…

4. Этюд «Погода изменилась».

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Вопрос:

— Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

ИНТЕРЕС.

1. Беседа с детьми о том, когда бывает им интересно, в какие игры интересно играть.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Вопрос:

Вам интересно, что лежит в этом мешочке?

Дети ощупывают предмет, отгадывают его, затем достают.

3. Русская народная сказка «Теремок».

Детям предлагается подойти к Теремку, от имени понравившегося героя сказки с интересом спросить: «Кто в Теремочке живет?»

4. Этюд «Любопытный».

— По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

СТЫД. ВИНА.

1. Чтение детям рассказа «Это я виноват» (из книги Л.П.Успенской, Н.Б.Успенского).

» Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

— А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?

— Это я виноват, — сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.»

Вопросы к детям:

Почему Юра сказал тете Рае неправду?

Можно ли считать его поступок правильным?

Как вы думаете, наказала ли тетя Рая детей?

2. Рассмотреть карточку виноватого ребенка (из игры «В мире эмоций»), отметить выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

3. Этюд «Стыдно».

Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Целью следующих занятий являются:

продолжать знакомство детей с базовыми эмоциями (радости, горя, гнева, страха и удивления):

закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;

расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать; продолжать развивать эмпатию, воображение.

ГНЕВ и УДИВЛЕНИЕ.

1. Чтение отрывка из стихотворения Н.Екимовой.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас. Вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

— Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной! Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

2. Рисование облаков,

Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить гневное облако, на другом — удивленное.

3. Выставка рисунков.

Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака были отделены от облаков, которые удивляются.

Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга.

Найти самое гневное облако и самое удивленное.

4. Игра «Облака».

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая — удивляется, глядя на гневные облака. Затеа дети меняются ролями.

5. «Произнеси фразу».

Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного или гневного облака.

РАДОСТЬ, СТРАХ, УДИВЛЕНИЕ.

1. Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Вопросы к детям:

-Что почувствовали Вова и Владик, когда шляпа поползла?

-Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?

-Какое чувство пришло на смену удивлению?

-Как ребята выражали радость?

2. Рисование эпизодов из рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Детям предлагается изобразить эпизод по выбору: мальчики испугались, увидев котенка под шляпой; мальчики обрадовались.

3. Обсуждение детских рисунков.

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам.

Обращается внимание на то, как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций.

4. Рассказы детей.

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались.

5. Упражнение «Зеркало».

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

Развлечение «В царстве Снежной королевы».

Цель занятия: закрепить знания об эмоциях;

продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;

развивать эмпатию.

1. Герда ищет Кая.

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

2. Встреча с Принцессой.

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки из музыкальных произведений:

— С.Рахманинов «Полька» (радость);

— Л.Бетховен «К Элизе» (печаль);

— М.Глинка «Руслан и Людмила», увертюра (удивление);

-Д.Кобалевский «Петя и волк» — отрывок (страх);

 -Л.Бетховен «Сюита до-минор» (гнев).

Принцесса показывает дорогу.

3. Встреча с маленькой разбойницей.

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникли у людей и животных в разных ситуациях6

-Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.

-Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.

_ покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.

-Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котел.

— Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной королевы.

У дворца Снежной Королевы кружатся снежинки и не дают Герде пройти, просят ее и детей поиграть вместе с ними.

5. Игра «Снежинки».

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец.

6. Встреча с Каем.

Герда встречается с Каем. Но, чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию — радость.

7. Возвращение домой.

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.

УГАДАЙ ЭМОЦИЮ

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может помочь ребенку. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО НАСТРОЕНИЙ

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т.д., следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

НАЗОВИ ПОХОЖЕЕ

Цель данной игры — активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию (см. приложение). Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Возможные вопросы для обсуждения:

По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?

Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?

Трудно ли было тебе понять другого участника?

Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

СНИМАЕТСЯ КИНО (КИНОПРОБА)

Среди детей выбираются Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ…

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)? Можно разделить детей на микрогруппы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию (то есть одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, другая — если веселится и т.д.).

РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ

Детям могут предлагаться следующие варианты заданий.

1.Выполни рисунок на тему: «Мое настроение сейчас» (с этого задания можно начинать каждое занятие).

2.Ребенок рисует ту эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

Каждый ребенок «вытягивает» карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

3.Дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные («Нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки», «Нарисуй случай из твоей жизни, когда ты очень удивился»), так и абстрактные, то есть когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие), композицию различных элементов. Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражению личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка и приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных «принцесс», а мальчики — одинаковые машины). При обсуждении рисунков следует избегать оценок «технического мастерства» автора (в том числе «красиво — некрасиво»), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т.д.), позволяющие передавать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков ребята сами обычно приходят к пониманию преимущества свободного (абстрактного) рисования.

Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:

— углубление теоретических знаний и развитие практических навыков детей, проявивших музыкальные способности;

— способствование возникновению интереса у большинства обучающихся, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки».

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2018/07/30/razvitie-emotsionalno-volevoj-sfery-u-mladshego-shkolnika-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-vo-vneurochnoj-deyatelnosti/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

3 × 5 =