«

»

Распечатать Запись

Развитие речи и коррекция навыка чтения в классах с детьми с задержкой психического развития

Кириллова О.А.учитель начальных классов

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя. Оно

открывается перед ребенком лишь тогда,

когда наряду с чтением, одновременно с

ним и даже раньше, чем впервые раскрыта

книга, начинается кропотливая работа над

словом.

В. А. Сухомлинский

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развивать мышление и доставить наслаждение от встречи с любимыми героями.

В русской школе всегда, прежде всего, учили детей читать, а потом уже писать и считать. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать?

Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия.

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении. Поэтому возникает задача – интенсивно совершенствовать технику чтения учащихся во 2-4-х классах. Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентированным темпом до 120 слов в минуту.

Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия.

Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык обще учебный.

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и развития.

Обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения, это процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного.

В каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы, в установленный срок. Обучаясь во 2, 3 и более старших классах, они не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. Очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа.

Начальная школа является фундаментом всего дальнейшего образования ребенка. Поэтому задача учителя начальных классов – заложить как можно больше знаний, умений и навыков. И, конечно же, основной упор нужно делать на чтение, так как это основа всех основ. Без умения читать ребенок будет неграмотно писать, обладать слабыми знаниями по русскому языку. Ему будет тяжело пересказывать тексты по устным предметам, так как чтобы пересказать текст, его нужно неоднократно прочитать, а самое главное прочитать осознанно, чтобы запомнить. Плохо читающий ученик не сможет быстро и верно решить задачу по математике, так как ее нужно не только прочитать, но и суметь понять, выделить главное. Поэтому я считаю, что одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения. Навык чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Цель работы учителя: сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Задачи:

1. развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

2. воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

3. сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем усваивать учебную программу в среднем звене школы;

4. обеспечить полноценное восприятие учащимися произведений различных жанров;

5. научить работать с книгой.

По теме самообразования работаю первый год, с данным классом – четвёртый год. Далее расскажу о методах и приемах своей работы.

Работая в классе с детьми с задержкой психического развития, я увидела, что дети данной категории испытывают трудности в формировании навыка чтения. Процесс обучения чтению идет очень медленно, с большим трудом. Дети плохо запоминают буквы, путают гласные с согласными, заглавные со строчными, сходные по написанию буквы. Иногда, чтобы правильно назвать букву, ребенок думает секунд 15-20, а то и вовсе не может вспомнить, как она называется. Таким образом, данная проблема «тормозит» весь процесс обучения.

В конце первого класса, научившись читать, дети читают в медленном темпе, допускают при чтении много ошибок: пропуск или повтор строк, пропуск, замена, переставление букв, слогов, искажение и недочитывание окончаний. Для многих ребят с ЗПР характерно угадывающее чтение, трудности в слогослиянии.

На родительских собраниях давались родителям рекомендации по развитию навыка чтения: рекомендовалось больше читать с ведением читательского дневника. Чуть позже я пришла к выводу, что если заставлять ребенка читать «из-под палки», ничего хорошего из этого не выйдет. В результате такого чтения у детей сложится негативное эмоционально – отрицательное отношение к процессу чтения, а оно должно доставлять ребенку радость.

Причины несформированного навыка чтения у учащихся.

Мы спрашиваем: почему ребенок не любит читать? А почему он должен любить читать, когда у него дома даже нет книг, и никогда он этого не делал, и никто ему не читал, он не видел читающими своих родителей, так как учащиеся с задержкой психического развития это, в основном, дети из неблагополучных семей. Воспитанием взрослые почти не занимаются, выполнение домашнего задания не контролируют, поэтому дети дома не читают, библиотеки не посещают, таким образом, нет закрепления навыка чтения, поэтому и снижена техника. В школе за плохое чтение они получают низкую отметку, следовательно, интерес к процессу обучения сразу теряется. Но это только одна из причин, потому что есть и вполне благополучные дети, которые плохо читают. Почему же они не любят читать?

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

— нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

— нарушением зрительно-моторной координации;

— нарушением моторики, графомоторных навыков;

— нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

— нарушением произвольного внимания;

— нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

— нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

— нарушениями речевого развития (звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.

— слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением;

— частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения — слева направо.

Формирование у учащихся положительного отношения к уроку литературного чтения и самостоятельному чтению книг.

Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умений не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. Только тот ученик «умеет читать», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания.

Для достижения этих целей на уроках литературного чтения, русского языка и математики я использую задания и упражнения, направленные на развитие и коррекцию психических процессов у детей, способствующие формированию у учащихся положительного отношения к процессу обучения, в том числе и к уроку литературного чтения.

Привить любовь к чтению и интерес к книгам должны родители еще до школы, в раннем детстве. Детей, выросших в такой семье, не надо заставлять читать. Они сами открывают книгу и читают то, что им нравиться, что интересно. Учитель может лишь подсказать, направить в нужное русло такого ребенка, научить его добывать полезную информацию. Но, к сожалению, у большинства детей это не так, особенно в классах с детьми с задержкой психического развития, поэтому учителю приходится много работать, чтобы чтение было для ребенка радостью, а не наказанием.

С первого класса провожу с детьми беседы о том, какую роль в жизни человека играет книга, рассказываю об ее пользе и значимости. Говорю о том, что в книге вы можете найти ответы на все свои вопросы, получить самую нужную, а главное добрую информацию, в отличие от телевизора. Кто много читает, становится умнее. В первом классе, даже когда еще дети не умеют читать, мы работаем с книгами, рассматриваем иллюстрации, беседуем, фантазируем, придумываем названия к иллюстрациям, а затем я сама читаю текст. Таким образом, дети понимают, что книга – это их друг, которого не надо бояться, который всегда поможет в нелегком труде, называемом учебой.

Когда дети уже научились читать, начинаю работу по развитию скорости чтения. Здесь использую следующие виды упражнений:

1) Развитие бокового зрения (смотреть в одну точку, назвать предметы вокруг).

2) Чтение трудных слов вместе с детьми, сначала по слогам, потом целиком.

3) Хоровое чтение.

4) Восстанови слова, доскажи словечко.

5) «Мнимое слово» (учитель намеренно ошибается).

6) «Игра в прятки» (учитель начинает читать с любого места, называя только страницу, дети должны найти).

7) Игра – прочитай фразу медленно, в нормальном темпе, как можно быстрее.

8) Чтение слов, фраз и текстов наоборот – справа налево;

чтение сходных слов: эскалатор – экскаватор и т.п.

9) Вызывают интерес раскраски с подписанным внизу текстом, книги с наклейками, книжки-раскладушки, книжки-малышки; слайды, диафильмы.

Пробовали сами сделать книжку-самоделку.

10) Чтение детских журналов.

11) Чтение текстов, написанных разным шрифтом или разным цветом.

12) Чтение за «диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, и аудиозапись.

13) Чтение в зеркальном изображении; «вверх ногами».

14) Поиск в тексте заданных слов.

15) Чтение с полосками. Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребенку ускорить темп чтения.

16) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения. Упражнение направлено на расширение поля зрения.

17) Методика Зайцева.

18) Перечитывание понравившихся эпизодов.

19) Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

20) На каждом уроке обязательно провожу звуковую или артикуляционную разминку.

21) Работа со скороговорками.

22) Найти в тексте нужную строку (это упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

23) За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

24). Найти вторую половину слова.

25) Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, записанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, названное взрослым, в перечне?

26) Иногда пытаюсь заинтересовать детей отрывком из произведения, чтобы они нашли эту книгу в библиотеке и прочитали.

Упражнения должны быть каждодневными, только тогда они будут иметь эффект.

Кроме того, параллельно веду работу над правильностью и выразительностью чтения.

Правильность чтения – это чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Выделяют несколько групп типичных ошибок, допускаемых учащимися.

1. Искажение звуко-буквенного состава. Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка букв, слогов, слов; вставка произвольных элементов (замена одних букв, слогов, слов другими), недочитывание окончаний. Причины таких ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата, «чтение по догадке».

2. Наличие повторов. Такие ошибки заключаются в повторении букв, слогов, слов, предложений. Причины связаны со стремлением ребенка удержать в памяти только что прочитанный компонент.

3. Нарушение норм литературного произношения. Это ошибки на ударение, орфографические (озвучивание в строгом соответствии с написанием), интонационные. Причины: незнание орфоэпических норм, лексического значения слова и т.д.

Для устранения ошибок при чтении использую следующие виды упражнений:

1) Речевая разминка, чтение трудных слов вместе, хором.

2) Восстанови слова (чтение слов с пропущенными буквами).

3) Игра «Доскажи словечко».

4) «Последний слог в слове за тобой»

Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко… (- ни, — зы, — тик).

5) «Цепочка слогов»

Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

6) «Эхо»

Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо. Например: школа – шко, дорога – ро.

7) Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечивает возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.

«А-а-а!» — плачет ребёнок;

«У-у-у!» — воет волк, гудит паровоз;

«Р-р-р!» — рычит собака;

«З-з-з!» — звенит комар; и т.д.

8) «Пять слов»

Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.

9) «Звук заблудился»

Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который «заблудился» — попал не в своё слово.

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке огромное количество игр, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы, анализировать её конфигурацию.

10) «Найди лишнюю букву»

11). «Полубуковка»

Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву.

12) «Не проморгай»

Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква.

13) Восстановление деформированных предложений, текстов.

14) Чтение строчек наоборот по буквам, словами.

15) «Заколдованное слово».

Дан текст, все слова читать как обычно, а подчеркнутые с каким-либо заданием.

16) Чтение только второй половины слова. Данное упражнение ведет к резкому уменьшению ошибок, так как дети допускают много ошибок именно в окончаниях.

17) Дети с удовольствием выполняют задания, когда они сами выступают в роли учителя или выполняют какое-то ответственное поручение.

Правильное чтение – это не только безошибочное чтение, но еще и выразительное. Выразительность – способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Дети, которые овладевают навыками выразительного чтения — дети творческие, умеющие мыслить и чувствовать. Таким учащимся легко справиться с выступлением и на конкурсе чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает.

Выразительное чтение: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи — дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Работа над выразительностью чтения проводится следующим образом: на речевой разминке (пятиминутке) выполняются специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняются артикуляционную гимнастику, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. Подбираются задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. Речевая разминка проходит в интересной, игровой форме, например, в форме соревнования. Материал можно взять из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке, из произведения, прочитанного и разобранного ранее, может быть придуман самим учителем и учениками.

Упражнения:

1). Логические ударения.

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино.

Чтобы детям легче было выполнять задание, можно сначала задать вопросы: Кто завтра пойдет в кино?

Когда дети пойдут в кино?

Куда завтра пойдут дети?

2). Паузы.

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

Одна пчела | не много меду натаскает.

3). Интонации, повышение и понижения голоса.

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыка выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса:

а) Упражнение «Прыжок»

б) Упражнение «Поход»

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

в) Упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры. Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

г) Работа над интонацией в повествовательном предложении.

Учитель записывает на доске предложение: «В нашем классе сегодня будет чаепитие». Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове «класс», обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз читают предложение и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читает учитель, а школьникам предлагается внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса учителя. При чтении голос учителя сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначается стрелками.

Если ребенок допускает много ошибок при чтении, не нужно торопить его с наращиванием темпа чтения. Сначала нужно отработать правильность, а затем постепенно развивать скорость.

Особое значение на уроках литературного чтения следует уделять осознанному чтению, то есть пониманию прочитанного. При осознанном чтении достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Без данного навыка чтение книг не имеет никакого смысла. Задача учителя — помочь школьникам овладеть им. Для этого можно использовать разнообразные методы: беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеют работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, закрепление содержания, составление различных планов, пересказ, обобщающие беседы.

Для пополнения словарного запаса и развития речи использую следующие виды упражнений (они же направлены на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста):

1. Метод ассоциаций.

2. Сравнение (придумать, на что похож предмет).

3. Игра «Угадай предмет» (предмет или картинку детям не показываю, они задают разные вопросы, пока не угадают, что это такое).

4. Инсценировки (простые русские народные сказки).

5. Загадки.

6. Подбор однокоренных слов.

7. Восстанови последовательность событий.

8. Составление рассказов по рисункам.

9. Фантазирование.

10. Пересказ от разных лиц.

11. Зрительные диктанты.

12. Классификация слов, поиск заданного слова, отделение слов от псевдослов.

13. На каждом уроке словарная работа.

14. На уроках закрепления театрализация, кроссворды (детям очень нравится).

15. Работа с синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту, который читается на уроке. Значение слов объясняется учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов. Ключ — родник.

Воин — солдат, боец.

Зябнуть — стынуть, мерзнуть.

Забор — изгородь, плетень.

Стеречь — охранять, караулить, сторожить.

Храбрый — смелый, отважный, бесстрашный.

16. Работа с фразеологизмами.

Учитель просит ученика объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках, которые можно прикрепить на магнитную доску или раздать учащимся. Также им необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу). Полезно соотнесение фразеологизма с личными жизненными ситуациями учащихся. Или учащиеся соотносят фразеологизмы с иллюстрациями и объясняют значение выражения:

Как сельди в бочке — очень много людей в тесном помещении (иллюстрации — сельди в бочке и люди в полном автобусе).

Вертеться как белка в колесе — быть в постоянных хлопотах, суетиться (иллюстрации — белка, крутящаяся в колесе, и хозяйка, хлопочущая на кухне).

Лететь стрелой — очень быстро бежать (иллюстрации — лучник, выпускающий из лука стрелу, и бегущий на соревнованиях спортсмен).

Учащиеся заменяют фразеологизмы синонимами. Работа может проводиться как с одним фразеологизмом, так и с несколькими. Слова в правом столбике могут быть перепутаны, учащимся предлагается соединить их с нужными выражениями с помощью стрелочек.

В час по чайной ложке мало

Рукой подать медленно

Повесить нос много

Раз, два и обчелся близко

Куры не клюют худой

Кожа да кости грустить

17. Прогнозирование содержания текста и развитие смысловой догадки.

Определение жанра, темы, сюжета, эмоционального характера произведения до его чтения, исходя из названия. Перед началом чтения произведения учитель просит учащихся прочитать его название и задает вопросы.

18. Прогнозирование в процессе чтения.

Учитель задает вопросы таким образом, чтобы учащиеся в поисках ответа обращались и к нему, и к своим товарищам, вырабатывая совместное решение.

19. Развитие смысловой догадки.

Голоден как … Хитрый как …

Трусливый как … Надулся как …

Упрямый как … Нем как …

Работает как … Изворотлив как …

Слова для справок: осел, заяц, уж, индюк, лиса, волк, вол.

Поди туда — не знаю куда …

Скоро сказка сказывается …

Это все присказка …

Слова для справок : да не скоро дело делается; а сказка будет впереди; принеси то, не знаю что.

Перочинный … Разбитое … Лечащий … Ненастный … Грецкий … Кожаная … Карие … Подводный … Кромешная … Звездное …

Слова для справок : сердце, нож, врач, день, тьма, небо, мир, глаза, орех, куртка.

20. Найдите ошибки в предложениях:

У котенка белая лапки. Дедушке Ване семь лет.

Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.

21. Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу.

22. Чтение текста с добавлением недостающего слога или слова.

Дик__ ут__ вывела из осоки своих ут__, учит их пла___ и ловить мо___.

Летят над вод__ бел__ и син__ стре___, гудят над цветами деловитые пче__.

23. Исправить в тексте смысловые ошибки.

В одном доме у хозяев жила пушистая корова Мурка. Хозяева ее очень любили и угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять, подышать свежим вареньем, погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Вдруг из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка поймала ее и съела. На дворе было весело: чирикали озорные веники, плавали в лужах утюги, а на заборе красивый пастух гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селедка. Она увидела корову и стала летать. Мурка испугалась и убежала в дым.

24. Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурные и смысловые части текста.

Систематическое проведение подобных заданий, безусловно, дает положительные результаты. У школьников появляется интерес к чтению и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений обогащается словарный запас, выработается умение правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли, развивается любовь к родному языку.

Задания для коррекционной работы:

1. Дидактические игры. Например: «Какого цвета?», «Чего не стало?», «Узнай по голосу», «Что зачеркнуть?», «Что подчеркнуть?», «Неразлучные цвета», «Подбери по форме» и т.д.

2. Для развития психических процессов рекомендуется работа по картинке (предметной, сюжетной, серии). Описать по плану, последовательно, с выделением главных, значимых частей.

3. Узнавать предметы с помощью анализа. Узнавание – это сложный этап восприятия, который связан с памятью, мышлением, речью.

Развитие детей осуществляется в их непосредственной практической деятельности, производя различные операции с предметами, ребенок узнает об их свойствах, учится видеть специфические качества, пробуждается интерес к познанию. Дети учатся видеть (вычленять) части из целого, определять цвет, время, форму, благодаря чему формируется целостное представление о предмете. Развивается пространственно — временное восприятие, так как его недостаток сказывается на успешности обучения, дети теряют строку (не соблюдают), с трудом пишут элементы букв, читают по слогам. Восприятие формируется в процессе осмысления действий с предметами, и развиваются умственные способности.

4. Необходимо создавать ситуации, которые побуждают детей к активизации знаний и умений. Развитию наглядно-образного мышления способствуют занятия рисования, лепки, игры, драматизации и другие.

5. Составление предложений по картинке.

6. Использование различных изображений слов (разбор значения слов, корня родственных слов).

7. Выборочное чтение (отрывок из произведения).

8. Устное рисование (я представляю себе, как…).

9. Фантазирование (перестройка, рассказ с третьего лица на первое лицо, и наоборот).

10. Придумывание окончания рассказа.

На занятиях обращается внимание на речь. Она формируется в деятельности, связана с другими психическими процессами. Необходимо установить речевой контакт и вводить в речь новые слова, обогащать ее. У детей снижена способность воспринимать и различать звуки в словах, необходимо больше играть со словами, картинками (выбирать, где есть определенный звук, определять, где слышится звук и т.д.). Важна и смысловая сторона слова, соответствующая той или иной ситуации, подбор слов со сходным значением, противоположным смыслом (скажи «наоборот»). Так как речь учащихся бедна прилагательными, невыразительна, трудно правильно грамматически оформить ее, нет согласования слов в предложении, использовать упражнения типа: «вставь подходящее слово», «закончи предложение»; учить соблюдению интонации («говори четко, выразительно»), развивать память. Для обучения приемам осмысленного запоминания используется классификация предметов (на картинках, словесно).

11. Запоминание и последовательное воспроизведение прозаических и стихотворных текстов и желательно многократное повторение. Предлагаются задания типа: «Что изменилось?», «Слушай и повторяй».

12. Прием «жужжащего» чтения. Читать по пять минут на каждом уроке всем вместе вполголоса.

13. Прочитать текст в сравнении: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, заливисто – как птичка. Можно усложнить задание: у всех карточки с животными, читать как бы голосом этого животного «Угадай, кто?»

Для совершенствования техники чтения еще Л.Н.Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя — четырьмя порциями по 5-10 минут.

14. Ежедневное хоровое и индивидуальное (с места) чтение слогов и составление из них слов по слоговым таблицам; чтение «птичьим базаром»

(все читают тихим голосом); чтение цепочкой; чтение до урока написанных на доске печатным шрифтом слов, предложений, текстов из знакомых детям букв и слогов; систематическая коллективная работа учащихся над ошибками, допущенными учеником.

15. Наряду с устными упражнениями, проводятся письменные: запись слов, предложений, небольших отрывков по памяти.

16. Развивать слух и зрительную память помогают упражнения на 5-7 минут, которые выполняются на тренировочном материале (геометрические фигуры, цвета, контуры животных, слова и предложения и т.д.)

17. Работа с иллюстрациями (к какой части текста относится иллюстрация, сопоставить иллюстрацию с текстом, нарисовать иллюстрацию к тексту или его фрагменту).

Такие виды работы на уроках чтения повышают технику осознанного чтения, развивают мышление и речь, повышают грамотность учащихся.

На уроках литературного чтения учу детей прислушиваться к мнению других, советоваться, радоваться за успехи других. Коллективную оценочную деятельность ведем по следующему плану:

1. Чем мне понравилось чтение.

2. Выразительность.

3. Ошибки и повторы (если есть).

4. Пожелания.

Сначала дети отмечают все положительное, а потом высказывают пожелания и замечания в доброжелательной форме. Учитель высказывает свое мнение и ставит отметку.

Практическая часть

Работу по развитию навыка чтения веду с самого первого дня нахождения ребенка в школе. Конечно, некоторые учащиеся уже имеют кое-какие навыки из детского сада или из семьи, но таких единицы. Поэтому у большинства детей приходится формировать его, начиная с нуля.

Сначала провожу диагностику детей по выявлению у них знаний и умений. Это беседы, тесты, ответы на вопросы, выполнение каких-либо самостоятельных заданий. Затем анализирую полученную информацию, исходя из этого, ставлю цели и задачи работы, составляю планирование коррекционной работы. Причем, задания предусматриваются и для работы со всем классом, и индивидуально с каждым ребенком, в зависимости от того, какие он испытывает затруднения. В группе продленного дня идет работа над развитием психических процессов.

Важнейшим условием успеха считаю создание доброжелательной среды, личным примером демонстрирую правильное отношение к процессу обучения. Считаю, что только ежедневная, непрерывная работа даст желаемые результаты.

Формы и методы работы.

В зависимости от выбранной на уроке формы работы: индивидуальной, групповой, фронтальной, определяю методы работы и использую различные упражнения. Стараюсь брать на урок два – три упражнения, не больше.

В зависимости от типа урока (объяснение нового материала, закрепление) и темы выбираю определенные упражнения: сочетаю их, чередую или провожу последовательно от простого к сложному.

Часто урок заканчиваем коллективной игрой, связанной с темой урока. Слушаем музыку, аудиозаписи произведений. Кроме того, даю детям творческие домашние задания, например, нарисовать рисунок к произведению. К 3-4 классу задания усложняются: подбор дополнительной литературы по теме.

Работая над формированием навыка чтения у учащихся с ЗПР и привитием любви к процессу чтения, учитель должен твердо знать, зачем это нужно. Мы учим каждого ребенка читать потому, что это нужно и ему, и обществу. Читая, ребенок взрослеет и духовно-нравственно обогащается.

Вся работа по формированию навыка чтения и коррекции должна вестись в комплексе, чтобы был результат. Непрерывно вести работу с родителями по содействию учителю в формировании навыка чтения. А для детей с задержкой психического развития главное на уроках – похвала, пусть даже за самый малейший успех. Умение учителя выслушать ребенка, направить его мысль на правильный путь, ласковое слово стимулируют процесс обучения, у ребенка пропадает неуверенность в себе.

На уроках чтения детям очень нравятся такие виды работ как

— чтение по ролям;

— придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора;

— составить вопросы к тексту (отдельные учащиеся);

— учитель предлагает проблемный вопрос, дети ищут ответ в тексте.

Иногда практикую чтение «про себя», то есть молча – «глазами». Это особенно нравится учащимся, которые плохо разговаривают. Здесь и они становятся увереннее, появляется радость на лице.

Сходили с классом на экскурсию (наблюдали за природой), затем на уроке чтения читали рассказ о природе. Дети были очень увлечены, хотя практика показывает, что описание природы мало кто любит читать. Значит, экскурсия оказалась в данном случае положительным фактором, как прием предварительной подготовки к восприятию текста.

Также дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях: конкурсах чтецов, в литературных праздниках, театральных конкурсах, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, занимают призовые места, получают грамоты.

Литература.

1. Н. Н. Светловская. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. М.: Издательство «Аркти», 2007г.

2. Л. Н. Лисенкова. Развитие и коррекция навыков чтения. М.: «Школьная Пресса», 2002г.

3. Е. В. Заика. Упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников. Вопросы психологии, № 6, 1995г.

4. Г. И. Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПБ, 1998г.

5. Журнал «Начальная школа» № 10, 2010г.

6. Н. П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Москва, 2001г.

7. Журнал «Начальная школа» № 3, 2002г.

8. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? Москва, «Просвещение», 2001г.

9. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2002г.

10. Е. В. Колесникова. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Издательство «Ювента», 2004г.

11. В. В. Шмидт, В. Р. Шмидт. Диагностико – коррекционная работа с младшими школьниками. М.: «Творческий центр», 2005г.

12. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Проверяем знания дошкольника. Киров, ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2007г.

13. Л. В. Лазуренко. Учим, играя. 1 – 2 классы. Волгоград, Издательство «Учитель», 2007г.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2018/07/30/razvitie-rechi-i-korrektsiya-navyka-chteniya-v-klassah-s-detmi-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

5 × пять =