«

»

Распечатать Запись

Развитие речи в начальной школе у обучающихся с задержкой психического развития

Свистунова С.В., учитель начальных классов;

Развитие речи – актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения.

Проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании. А особенно остро она стоит в школе для детей с задержкой психического развития. Почти все учащиеся данной категории поступают в школу со скудным словарным запасом, их речь бедна и маловыразительна, язык «засорен». Дети не умеют общаться друг с другом, им сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю.

Существующая система образования не позволяет переступившему порог школы ребенку в полной мере реализовать свое конституционное право – право на образование в соответствии со своими психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями. По данным различных исследователей, количество учеников начальных классов, испытывающих затруднение в обучении, составляет в последние годы от 7 до 10%. У половины учащихся диагностирована задержка психического развития.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью отдельных ключевых функций. Задержка и, как следствие, отставание в развитии могут быть вызваны и неблагоприятными условиями микросоциального и педагогического плана.

Объем и сложность учебного материала, темп его прохождения, система требований, которые школа предъявляет к первокласснику, препятствует овладению программой 1 класса детьми с задержкой психического развития. Таким детям необходима специальная коррекционная помощь.

Большое место в коррекционной работе отводится наглядно-практической деятельности, обучению приемам действий. Само определение «задержка психологического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.
Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает также наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные условия, которые обязательны для каждого учителя, работающего с детьми задержкой психического развития:

  • в совершенстве знать спецпсихологию;
  • создавать в школе, классе благоприятный психологический климат;
  • воздействовать на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
  •  не раздражаться, быть терпеливым и настойчивым;
  •  помнить максимум поощрения, минимум наказания;
  •  требовать, учитывая реальные возможности ребенка;
  •  каждому ребенку – индивидуальный подход. Индивидуально дозировать темпы и объем работы;
  •  учитывать «зону ближайшего развития». Постепенно увеличивать и усложнять нагрузку;
  •  упражнять, упражнять, упражнять!
  •  учить ребенка посильным приемам регуляции поведения;
  •  утверждать позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;
  •  строго следовать режиму дня недели, предупреждать переутомление.
  •  соблюдать гигиенические требования к уроку;
  •  работать в тесном контакте с врачом.

При всем разнообразии форм и направлений существуют типичные проявления, свойственные всем детям, имеющим задержку психического развития. Назову их:

1. Ребенок с задержкой психического развития уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не всегда соблюдает дистанцию по отношению к учителю, не воспринимает школьные требования. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней чаще всего в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Хотя высшие формы игры со строгими правилами, принятием и выполнением той или иной роли у него еще недоразвиты.

2. Не осознавая себя учеником, не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой школьник затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности; он не может самостоятельно поставить цель, спланировать и оценить свои действия. Любая жесткая регламентация ему претит.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик принимает и перерабатывает замедленно. Для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре, в предельной развернутости инструкций. Его словесно-логическое мышление не может освоить свернутые внутренние мыслительные операции. 

4. Обращает внимание низкий уровень его работоспособности. Быстрая утомляемость, истощение нервной системы ведут к снижению устойчивости внимания, трудностям запоминания, фрагментарности восприятия. Объем и темы работы у него ниже, чем у сверстников.
5. Ему не доступно обучение по программе общеобразовательной школы, усвоение которой не соответствует темпу его индивидуального развития, а это в свою очередь ведет к накоплению пробелов, непреодолимых для школьника самостоятельно.
 

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несамостоятельность, как ученик. Возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием, уход в более доступные сферы деятельности, попытки компенсировать это чувство различными нарушениями поведения.

Урок в начальной школе для детей с задержкой психического развития имеет решающее значение. Через урок учащимся прививается самостоятельность, стимулируется речевая активность и корригируются межличностные отношения, способствующие систематизации знаний, их прочности.

Над развитием речи я работаю на всех уроках, а также на занятиях внеурочной деятельности: «Программа Консультант», «Школа общения».

Я попытаюсь изложить некоторые методы и приемы работы на уроках чтения, направленные на развитие устной речи детей, различных свойств внимания, разных видов памяти, мышления.

Как я уже отмечала, ребенок с задержкой психического развития отличается своей несамостоятельностью, непосредственностью, информацию идущую от учителя он воспринимает и перерабатывает в замедленном темпе, его словестно-логическое мышление не развито, речь бедна и маловыразительна.

Учитывая эти особенности, урок чтения необходимо строить на наглядно-практическом материале, поэтому ни одного урока без наглядности, без схемы опоры. На уроке чтения должно быть место игре и игровым упражнениям, сочетанию практических и теоретических разделов обучения, чередованию умственного напряжения и разрядки, развитие мыслительной деятельности. 

Имея перед собой схему-опору, ребенок даже самый стеснительный, неразговорчивый, преодолевает барьер смущения и начинает говорить, правильно строя свою речь. Процитирую слова психолога Н.И. Житкина: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания». И потому работа по развитию речи должна вестись ежеурочно. Дети осознают значение речи в жизни человека, овладевают определенными умениями, учатся правильно воспринимать, осмысливать и передавать ситуацию, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других. Постепенно улучшается и культура поведения.

Работа по развитию устной речи детей складывается из следующих компонентов:

— развитие речевого слуха;
— работы над орфоэпическим, правильным литературным произношением;
 
— работы над словарным запасом учащихся;
 
— над предложением;
— связной речью, включающей пересказ и рассказывание.

Использование метода скороговорения для развития речи младших школьников с задержкой психического развития.

Для концентрации внимания, настроя на положительную волну, снятие напряжения, подготовки артикуляционного аппарата школьника к уроку может быть использована скороговорная разминка, которая проводится в начале урока.

Для снятия интеллектуального напряжения данного урока, смены вида деятельности в середине урока или в конце урока проводится скороговорная пятиминутка.

Как для разминки, так и для пятиминутки подбираются (или придумываются учителем) скороговорки, которые могут быть обыграны.

Приведу варианты обыгрывания скороговорок:

— проговаривание в разном темпе, с разным интонационным подтекстом: радостно, восторженно, грустно, озабоченно, разочарованно (для этого я использую рисунки с различной мимикой лица, выражающей определенное чувство).

— проговаривание, сопровождаемое определенными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями).

— импровизационное инсценирование скороговорок (персонально или по группам).
— создание скороговорных приветствий.

Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой, изменение отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполненности. 

Словарная работа на уроках чтения.

Обогащение словаря учащихся осуществляется при изучении языка и в процессе работы над текстом на уроках чтения. Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а так же над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путем наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа.

В процессе словарной работы необходимо добиваться не только понимания слов и обозначаемых ими образов; представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в живой связной речи.

Средством воспитания внимания к образной стороне слова служит воспроизведение в воображении детей картин, нарисованных данными словами, обогащение их словесными представлениями, а так же привлечение их живого опыта и сопоставление словесных картин с реальной (там, где это возможно) действительностью.
Приведу пример упражнения, в котором показывается работа над переносным значением слов, над изобразительными средствами языка.

«Дремлет лес: ни звука,
лист не шелестит,
только жаворонок
в воздухе звенит».
И. Суриков
1. Что происходит с лесом?
2. Какое слово показывает, что поэт изображает лес, как живое существо?
3. Подумайте, какая разница в словах: человек дремлет, человек уснул?
4. Сравните: лес дремлет, лес уснул.
5. А кто не дремлет, не спит?
6. Вместо какого слова употребляется слово «звенит»? Почему лучше сказать звенит, а не поет?
7. Нарисуйте словами картинки. Представьте себе, что вы попали в лес.
Когда в тексте встречаются олицетворения, мы обычно задаем вопрос: какое слово показывает, что природа описывается как живое существо?

Но следует сделать замечание: никакие сравнения и картины дети не представят, если предварительно не будет выяснено, понимают ли значение слова, употребляющегося в сравнении.

При работе с детьми с задержкой психического развития большое место следует уделять наблюдению над словом в контексте.

По мере усложнения текстов по форме и содержанию, усложняется их языковой анализ, требующий не только выделения тех или иных явлений, но и более глубокого понимания их употребления в том или ином контексте, их роли и значения в раскрытии идейно-содержательной стороны текста.

Через языковой анализ подключается анализ эмоциональной стороны текста, определяется его воздействие на читателя. Но в ответах учащихся с задержкой психического развития почти отсутствует эмоциональная окрашенность.

Тут на помощь приходит выразительное чтение, способствующее выявлению эмоций и, что не менее важно, помогающее при этом не только определить чужие чувства, но и проявить свои, выразить свое отношение к тому или иному явлению, назвать его определенным словом.

В III-IV классах учащиеся в доступной им форме знакомятся с элементарной характеристикой героя.

Работа над образом связывается с образными средствами языка. Образность – важное качество устной речи, без которого она становится сухой, неэмоциональной.

Чтобы отразить специфику работы в начальных классах с детьми с задержкой психического развития над образной, художественной стороной речи, важно не только знать, как ребенок раскрывает и обобщает содержание образного выражения, но и как он воспринимает дополнительный смысловой оттенок: делать медленно и делать через час по чайной ложке – выражения неодинаковые.

Делать через час по чайной ложке – это не только медленно, но и равнодушно, без души и чересчур медленно.

Учащиеся должны представить образ и понять этот дополнительный оттенок, а наиболее меткие, употребительные выражения, встречающиеся им в сказках, баснях, в разговорной речи взрослых, знать и употреблять в своей речи.

Приведу пример фрагмента урока, где идет подготовка к заучиванию наизусть басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

1. Учитель сообщает детям, что на этом уроке будет разбор басни Крылова «Ворона и лисица», и выразительно читает басню.

— О ком идет речь в этой басне? (О вороне и лисице).

— Рассмотрите картинку в книге. Опишите наружность вороны. (Ворона нескладная, неуклюжая птица, клюв длинный, перья некрасивые).

— Опишите наружность лисицы. (Красивая, ловкая, шерсть пышная. Хвост пушистый).
2. Чтение басни учащимися. Ученик читает первые три строки.

— Все ли слова вам понятны, употребляете ли вы их в своей речи?
Учитель читает: «Уж сколько раз твердим миру».

— Что значит слово твердили? (Говорили). Между словами твердили и говорили есть разница. Твердим – значит много раз говорим.

— Запишем словарь басни. Учитель пишет на доске, дети — в тетрадях.

— Что значит слово миру? (Всему свету). 

— В данном случае под словом миру подразумеваются люди всего света.

— А что значит слово лесть? (Похвала). 

— Да, похвала, но похвала лживая, ей верить нельзя. Как мы запишем в словарь? (Лесть — лживая похвала).

— А что значит слово гнусна? (Плоха)

— Нет, гнусна, хуже, чем плоха. Лесть скверна, отвратительна. (Слово записывается в словарь).

— Что значит не впрок? Впрок — это значит про запас, на пользу, а не впрок – значит без пользы. Так мы и запишем.

— Последняя строчка трудная. Как понять: Льстец всегда отыщет в сердце уголок.
— Это надо понимать, что некоторые люди любят лесть. Так и запишем в словарь.

3. Чтение басни учащимися.

Ученик читает первую часть басни.

— Посмотрим, какие слова для вас непонятны. Вот выражение: «бог послал», что это значит? Никто вороне ничего не посылал, а есть поговорка – бог послал, в данном случае это значит, что ворона неожиданно, случайно нашла кусок сыра. (Запись в словарь).

— Что значит взгромоздясь? (Взобралась).

— Вы сами говорили, что ворона неловкая, неуклюжая, поэтому она с трудом взобралась на ель. (Запись в словарь).

Затем ученик читает вторую часть басни, кончая словами: «глаз не сводит».

— Что значит сыр пленил? (Лисе захотелось сыра, сыр очень понравился лисе).

— Как мы запишем в словарь? (Сыр очень понравился).

— Что значит, глаз не сводит? (Не отворачивается, все время смотрит).

Ученик читает третью часть басни, кончая словами: «ведь ты б у нас была царь-птица!»

— Как объяснить слова царь-птица? Что это значит? (Самая главная из птиц).

— А какая птица считается царем птиц? (Орел). Да, орел – это хищная, сильная, смелая птица.

Учитель читает четвертую часть басни, кончая словами: «ворона каркнула во все воронье горло». Объясняются слова: сперло, вещунья – от слова весть и записываются в словарь.
— Прочтите последнюю строчку.
— Что значит с ним была плутовка такова? (Схватила сыр и убежала).
На доске и в тетрадях учащихся написан в процессе работы следующий словарь:
Словарь басни «Ворона и лисица»
1. Твердили – много раз говорили.
2. Лесть – лживая похвала.
3. Гнусна – скверна, отвратительна.
4. Не впрок – не на пользу.
5. В сердце льстец отыщет уголок – некоторые люди любят лесть.
6. Бог послал – неожиданно нашла.
7. Взгромоздясь – с трудом взобралась.
8. Сыр пленил – сыр понравился.
9. Глаз не сводит – не отворачивается.
10. Вещунья – предсказательница.
11. Сперло – сжалось.
12. Была такова – схватила сыр и убежала.

Работу над словарем басни логично закончить игрой «Фотоглаз». Учитель сообщает, что сейчас определим как вы, ребята, запомнили словарь басни.

К доске приглашается ученик. Он становится лицом к классу и перечисляет слова, которые запомнил. А также объясняет значение некоторых слов. При проведении этой работы следует вызвать 3-4 учеников и выявить, в каком объеме зафиксировались слова в памяти и как дети запомнили значения слов. Таким образом, пробуждается интерес к слову, к его запоминанию и, как следствие, пополняется словарный запас. 

Приведу ряд упражнений, которые преследуют следующие задачи:
1) пробудить у учащихся внимание к слову;
2) пополнить и уточнить словарь детей словами оценочного характера – показать способы образования слов с эмоциональными оттенками;
3) помочь детям понять изобразительную сторону речи и познакомить с простейшими средствами образности;
4) дать практическое понятие о многозначности слов, синонимах, омонимах.
М. Исаковский «Ветер».
1. Подчеркните в стихотворении слова, показывающие движение ветра.
2. Понаблюдайте, как ветер начал свое движение и как вел себя в конце, что вы заметили?
3. Выделите при чтении слова, которые подчеркнули.
4. Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил воробьев, полетел. О чем говорит употребление этих слов? Как изображается ветер?

В данном случае текст позволяет провести работу над переносным значением слов, характеризующих образ ветра.
Д. Мамин-Сибиряк
«Сказка про храброго зайца»
1. Найдите в тексте предложения, в которых употребляются выражения:
— душа в пятки ушла
— задал стрекача
— готов был выскочить из собственной кожи
— выбился из сил
— гонится по пятам

И, постарайтесь объяснить в каком значении употребляются они, какими словами их можно заменить, чем они отличаются от этих выражений.
2. Найдите в сказке отрывок, где говорится, как собирались зайцы. Подчеркните глаголы, подумайте, почему сказано: «сбежались зайчата, приплелись старые зайчихи и так далее».
На основе данного текста

Дети знакомятся с фразеологическими сочетаниями и устанавливается разница в употреблении синонимичных им выражений и так далее.

Литературное развитие школьников с задержкой психического развития средствами фольклора.

Прекрасным материалом для литературного развития учащихся с задержкой психического развития является фольклор, а именно русские пословицы. Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр. Использование в работе с пословицами картинок, иллюстраций к ним подсказывается также и особенностями наглядно образного мышления школьников с задержкой психического развития.

К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую либо его деятельность, например: рыбная ловля, сбор урожая в саду, изготовление птичьего домика и т.п. К одной картинке берется ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Любишь кататься, люби и саночки возить. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. А можно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл, например:

— Семь раз примерь, один раз отрежь.

— В большом деле и маленькая помощь дорога.

— За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознается её обобщенность, многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления у детей, развивает образное мышление, творческое воображение.

В силу своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ либо сравнивает их, либо противопоставляет.

Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: В лесу лес неровен, в миру – люди. 
Учитель: Все были в лесу? Какие деревья растут в нем?
Дети: Ели, сосны, березы, осины и так далее.
Учитель: Чем похожи, чем различаются эти деревья?
Дети: Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом березка кривая.
Учитель: Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого свой характер. Каждый человек – это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

В работе над сравнением в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них.
Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:
1. Ласковое слово, что
2. Друг не испытанный, что
3. За старой головой, как

Сравнения для вставки: за каменной горой, весенний день, орех не сколотый.

При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся с ним дети во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.

Богатый материал для работы с пословицами можно использовать из книги «Учимся играя» 2004 года издания, автора – В. Волиной.

Пословицы можно использовать и на последнем этапе изучения произведения. Например после анализа произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца», я предлагаю детям прочитать несколько пословиц:
— За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь;
— У страха глаза велики;
— Трус своей тени боится;
— Кто идет вперед, того страх не берет. И так далее.

Среди них предлагаю выбрать ту пословицу, которая больше соответствует главной мысли сказки. Дети доказывают свой выбор. Возможен вариант, где учащимся нужно самостоятельно подобрать пословицу к произведению.

Приобщая детей к восприятию пословиц, как фольклорного жанра, мы раскрываем с помощью этого учебного материала образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, представляем возможность ощутить радость познания красоты русского языка.

Словесное рисование на уроках чтения.

Большое затруднение приходится испытывать при попытках развить воображение и речь детей с задержкой психического развития в том числе и посредством словесного рисования.

Словесное рисование – это способность человека выражать свои мысли и чувства, на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

Методическая разработка проблемы обогащения и активизации словаря развития воображения и речи учащихся встречается в работах Л.С. Выготского, З.И. Романовской, Н.Н. Светловской, В.А. Левина, Л.А. Мосуновой.

В разработанную систему заданий по словесному рисованию входит четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для школьников начальных классов, а особенно учащимся с задержкой психического развития, так как их эмоции развиты недостаточно. Дети не готовы в полной мере сопереживать и сочувствовать читаемому. Очень много мысленных усилий им приходится тратить на сам процесс чтения, что значительно подавляет эмоциональную составляющую.

Для усиления эмоционального восприятия предлагаются такие задания:

— какие чувства при чтении возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

— обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты;

— найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора;

— придумайте (подберите) мелодию к этому стихотворению.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).
— представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и так далее;
— вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, походящую по звучанию к этому стихотворению;
— какие звуки повторяются в этой строке и что они рисуют?
— подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку;
— какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна, такая работа способствует развитию речи и обогащению словаря школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу.

Предлагаются такие задания:
— подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;
— изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?
— найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение;
— найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвертая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения.
— какие настроения автора вы почувствовали?
— поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном;
— выразить возникшие у вас чувства;
— расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Все эти задания были распределены на три уровня сложности: репродуктивный, конструктивный, творческий.

При работе над стихотворением С.А. Есенина «Задремали звезды золотые» в III классе предлагается задание первого уровня:
— прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами (звезды золотые, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы, ярким перламутром).
Еще одно задание первого уровня сложности:
— какие строчки запомнились? Прочитайте без книги. Дети воспроизводят строки:
«Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона»
«Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы»
«И качаясь, шепчут шаловливо:
С добрым утром!»

Задание второго уровня: найдите олицетворение. (Задремали звезды, задрожало зеркало, улыбнулись березки, растрепались косы, крапива шепчет).

Еще одно задание второго уровня сложности:
— прочитайте только те строчки, которые относятся к иллюстрации в учебнике.

Ответы детей:
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы
У плетня заросшая крапива

Задание третьего уровня сложности:
— представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете? (Розовую, зеленую, белую, голубую, желтую).

Результатом работы по словесному рисованию является то. Что активизируется словарный запас школьников, развивается образная речь, дети учатся находить в тексте образные средства языка: сравнения, эпитеты, олицетворение, метафоры. Дети начинают чувствовать настроение героя и удивляются прочитанному, у них появляется интерес к собственной устной речи.

Пересказ как важнейшее средство развития устной речи.

Большое место в развитии речи учащихся с ЗПР занимают пересказы различных текстов. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления речи.

Обучение речевой деятельности должно вестись в соответствии с ее природой, которая заключается в единстве ее основных двух функции – общения и мышления.

Пересказ текста на уроках чтения зависит от ряда условий:
а) от задачи, которой направляется процесс чтения и подготовка пересказа;
б) от степени активности, с которой учащийся включен в процесс решения задачи;
в) от особенностей текста, который подлежит воспроизведению.
В этой части реферата я привожу методические пути по обучению различным видам пересказа детей с задержкой психического развития.

Подробный пересказ.

Среди различных видов пересказов наибольшее распространение получил подробный пересказ – пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. При этом он рассматривается как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний учащихся.

Наблюдения показывают, что учащимся с ЗПР не всегда сразу удается разобраться в сюжетной линии текста, осознать события, определить место и роль каждого персонажа. Для облегчения этой задачи нужно сформировать у учащихся наглядно-образные представления, соответствующие содержанию текста. Наглядные представления могут быть созданы путем демонстрации объектов, рисунков, аппликационно-меловой картины. Иллюстрации конкретизируют содержание текста, делают его более наглядным, показывают действие, обстановку, в которой происходит действие. Все это вызывает эмоциональное отношение к содержанию текста, вызывает к жизни новые слова.

Также эффективным приемом выделения существенного в тексте и пересказе его содержания является пересказ по воображаемым, словесно нарисованным учащимися картинкам. Рисуя словесную картинку по содержанию текста, у учащихся формируются наглядные представления о предметной действительности, стоящей за словами текста, и тем глубже проникает в это содержание и более самостоятельно, более свободно его воспроизводит.

При обучении подробному пересказу могут быть использованы очень простые приемы пересказа своими словами: учащимися читаются части текста и предлагается об этом же сказать по-другому. Это «по-другому» заключается в замене отдельных слов, в добавлении новых слов, в изменении построения предложений.

Пересказ с задаче й осознать логическую и хронологическую последовательность описанных в тексте событий входит в подробный пересказ как составная часть. Осознание учащимися этой последовательности является необходимым условием понимания читаемого текста.

Приведу примеры упражнений:
1) Прочитайте сказку « Храбрый заяц».
2) Составьте к каждой части сказки по картинке и надпись к ней.
3) Перескажите сказку своими словами, используя слова автора «у зайчика душа ушла в пятки», «заяц задал такого стрекача» и так далее.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1) Разделите стихотворение на части и подберите из текста надписи к каждой картинке.
2) Нарисуйте словами картинки.
3) Выделите выражения, слова, которые характеризуют заботливое, ласковое отношение деда Мазая к зайцам.
4) Расскажите историю зайцев от лица Мазая.

Выборочный пересказ.

Среди упражнений, способствующих развитию устной речи учащихся, должны иметь место различные формы выборочного пересказа.

Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линии произведения. Основным, самым существенным признаком этого пересказа является отбор, выбор.

Начинать работу нужно на текстах с ярко выраженными сюжетными линиями, затем давать тексты более эмоциональные и в дальнейшем – тексты яркие, эмоциональные.

Обучая выборочному пересказу, необходимо каждый раз выяснять, с достаточной ли ясностью воспринята учащимися задача, которая перед ними поставлена. Знают ли они точно, что из содержания текста он должен воспроизвести и что наоборот, он не должен включать в свой пересказ.

На начальных этапах обучения выборочному пересказу следует помочь учащимся спланировать содержание, которое они должны в своем пересказе выделить, помочь выделить и сформулировать основные смысловые вехи этого содержания. Помочь детям отобрать слова для соединения отобранного содержания в целое.

Упражнения, которые предназначены для учащихся вторых классов более сложные. Перед учащимися ставятся задачи, для решения которых необходимо осуществить объединение, синтез частей текста.

1) Прочитайте рассказ «Воробьишка».

2) Расскажите только о том, как воробьишка попал в беду и как его спасла мама, про все остальное рассказывать не надо.

3) А теперь перескажите из сказки только то, что относится к картинке.
В третьих, четвертых классах перед учащимися ставится такая сложная задача, как объединение материала, относящегося к заданной теме, изложенного в разных текстах, и самостоятельное составление плана для выборочного пересказа, а также составление выборочного пересказа типа характеристики – рассказ о персонаже.
Рассказ «Приемыш» Д. Мамина-Сибиряка.

1) Озаглавьте его части.

2) расскажите только о дружбе лебедя с собакой, больше ни о чем не рассказывайте.
3) Перескажите только те части текста, в которых говорится о привязанности лебедя к старику.
4) Перескажите только те части рассказа, в которых говорится о том, как Тарас относится к Приемышу. Предварительно найдите эти места в рассказе.

Краткий пересказ.

Умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном, услышанном, просмотренном – важнейшее качество связной речи. Рассказать кратко – задача значительно более сложная, эточем рассказать подробно, все подряд. Сложность задачи краткого пересказа заключается в том, что она предполагает отбор материала, необходимого для воспроизведения основного смысла воспринятого.

Для обучения учащихся краткому пересказу следует использовать следующие приемы. В качестве первого из этих приемов следует выделить работу над формированием у учащихся правильных, полноценных наглядных образов, представлений, связанных с содержанием текста.

Второй существенный прием – это составление плана. План направляет внимание детей на основное в содержании текста, организуется отбор наиболее существенного. На первых этапах обучения дети получают готовый план для пересказа, затем они привлекаются к составлению этого плана или самостоятельно его составляют.

В третьем, четвертом классе приемы работы над кратким пересказом усложняются. В качестве основного приема, котрый для этой цели используется, является прием самостоятельного выделения смысловых вех в содержании текста.

1) Прочитайте в книге для чтения рассказ К. Паустовского «Старый воробей».

2) Составьте план этого рассказа.

3) По плану составьте краткий пересказ.

Примерный план текста:

а) Сережин папа готовится к прилету скворцов – делает скворечник.

б) Воробей решил поселиться в этом скворечнике.

в) Жизнь воробья в новой квартире. 

г) Прилетели скворцы и выселили воробья из скворечника.
Необходимо на уроке чтения использовать и творческий пересказ, при котором создается определенный мотив, который побуждает ученика к высказыванию.

Речевые игры и упражнения.

Психологами доказано, что знания, освоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествий в сказку и так далее и тому подобное). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их трудиться на уроке.

Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно коррегировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Игры со словами.

«Полслова за вами». Учитель (ведущий) говорит половину слова, ученик должен прдолжить вторую половину. Например: «теле». Дети продолжают: телевизор, телефон, телеграф, тележка и так далее.
«Алфавит вокруг нас». В течении 5-7 минут дети должны написать названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в комнате или помещении. Предметы должны записываться в алфовитном порядке.
«Разгадай животных». Игрок выбирает несколько животных (птиц, рыб и так далее) и зашифровывает путем перестановки букв в слове. Например: белка – это лекаб и тому подобное. А теперь и вы разгадайте: мосахора, сеноброцен, рьевадум, нурдукуб, сицила, липотана, гетмебо.
«Лесенка из слов». Возьмите любую букву и попытайтесь составить лесенку слов (имена существительные, нарицательные, единственного числа) вот такого типа:
1. АР
2. АКР
3. АИСТ
4. АКТЕР
5. АРОМАТ
7. АБРИКОС
«Анаграммы и логарифмы».
Анаграмма – загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.
Логарифмы – загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

1. Легко дыша в моей тени, 2. По дороге по пути
Меня ты летом часто хвалишь, Весело скачу,
Но буквы переставь мои — А с конца меня прочти –-
И целый лес ты мною свалишь Нож я наточу.
(Липа – пила) (Колесо – оселок).

3. Лежу я на земле, 4. Географию со мной
Прибитая к железу, Изучают в школе дети,
Но буквы переставь — Дай порядок букв иной —
В кастрюлю я ползу. И найдешь меня в буфете.
(Шпала – лапша). (Атлас – салат).

5. Известное я блюдо, 6. Мы резким голосом кричим,
Когда прибавишь «м», И ковыляем так комично,
Летать, жужжать я буду, Но вставь нам «л» — и зазвучим,
Надоедая всем. Тогда довольно мелодично.
(Уха – муха). (Гуси – гусли).

«Хочешь получить приз?». Вспомни слова, где «вмонтировано» слово «приз». Например «каприз», «признательность». Кто придумает больше всех слов, получит приз.
«Добавь словечко». Рифмованная загадка, в которой нужно угадать последнее слово, причем в рифму.

Едет он на двух колесах, Когда порою одиноко,
Не буксует на откосах, Вдруг в тишину ворвется звон,
И бензина в баке нет, И голос друга издалека,
Это мой Тебе подарит
(Велосипед). (Телефон).

Идет спокойно, не спеша — На столе передо мной,
Пусть видят все, как хороша! Закружился шар земной.
Удобна и прочна рубаха, Арктика, экватор, полюс
В которой ходит Уместил всю Землю
(Черепаха). (Глобус).

Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее». Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к той же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий называет два слова и добавляет свое и так далее. 1. Слон. 2. Слон, тигр. 3. Слон, тигр, лев и так далее.
Игры «Попугайчики», «Эхо» развивают слуховую память, способствуют правильному дыханию, артикуляции.
Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:
«Соне в конце светит солнце» и так далее.

Посмотрите, как играем
Мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем,
Чисто без помехи:
Фа — ва, фа — ва – на дворе растет трава,
Фу — ву, фу — ву – Федя рвет козе траву,
Фы — вы, фы — вы – много он сорвал травы. И тому подобное.

«Ремонт».
Мы обычные слова Иногда всего одну
Всех нас знает каждый (Только в начале)
Мы содержим буквы «а» Но сегодня… – ну и ну!-
Трижды или дважды. Все они сбежали.
БРБН СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ
(Ответ: барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш).

«Шторм».
Помогите поставить слова на свои места. Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Все перепуталось, книги рассып ались.
Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.
выпал жаркий – жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
пропал у пони,
вянут на газоне.
А мартышка не страдает – 
уплетает!
«Грамматическая арифметика».
Липа + нота = животное (антилопа),
Том + вата = оружие (автомат),
Рыба + соки = фрукты (абрикосы).
«Секретный приказ».
Лишь буквы – те, что в этих строчках
Даны не более, чем раз, —
 
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ.
З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э
Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П О М
Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т Я И З
Примечание: зачеркните буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.
(Ответ: будь врагом лени).
«Головоломки».
К А Г Р В О З А Д И С Ь К А
Где цветок, где рыба, отыскать попробуй.
Н К И К В Е А Л Ь С
Выплесни напиток, а металл не трогай.
С Г Р Е Р Е А Д К Л А
Здесь герой античный спрятан в дне недели.
П Ч Е А Н А С Ы Л
Что над школьной дверью? Что в твоем портфеле?
(Ответ: гвоздика, карась; никель, квас; Геракл, среда; часы, пенал.)
«Из одного слова – несколько». Составьте телеграмму. ЁЛКА (Ежиков летит Краснодар = Андреев).

1. Упражнение «Конструктор»

Детям загадывают слово «МАК». Дети придумывают слова, используя звуки этого слова:

  • «М» — мама, мыло, мир…

  • «А» — апельсин, арбуз, аист

  • «К» — круг, кукла, клоун, каша

(Предложенное слово должно включать выученные буквы)

2. Игра «Стоит кукла»

Каждый ребенок обозначает слово. Один ребенок — это слово «кукла», второй ребенок слово «стоит», третий – «спит», четвертый – «играет». Дети составляют предложения из двух слов.

Например: Кукла спит. Кукла играет. Стоит кукла.

(Закрепляют правило построение предложения, дифференцируют слова и предложения)

3. Игра «Перекличка»

Учитель называет звуки, те дети, чьи имена начинаются на названный звук быстро встают, затем встают дети, у которых фамилия начинается на названный звук. И последними поднимаются дети, в чьей фамилии есть эти звуки.

4. Упражнение «Маленькое интервью»

Предлагается игровая ситуация «Угадай животное по голосу». Каждый ученик получает картинку с изображением животного (собака, кошка, корова, …). Сначала учитель обращается с вопросом к одному ученику: «Лена, у тебя какое животное?» Ученик: «Я не знаю, но оно подает голос так: мяу-мяу» Дети угадывают животное – кошка. Затем дети спрашивают хором «Вера, у тебя какое животное?» и т.д.

Упражнение «Заселите домики»

Ученикам предлагается на листе ватмана нарисованный город. Нужно заселить домик, используя разнообразные способы чтения примера. Упражнение нацелено на закрепление состава числа в пределах первого десятка.

В заключение своего выступления назову задачи, которые поставила перед собой, работая над развитием речи учащихся с задержкой психического развития: 
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Совершенствование техники и выразительности чтения.
3. Формирование интереса к чтению через понимание прочитанного.
4. Углубление литературного образования детей.
Все эти задачи могут быть достигнуты, если соблюдать следующие условия:
 
— к своей работе относиться творчески, с душой;
 
— находить индивидуальный подход к каждому ученику в классе;
 
— проводить методическую работу по развитию речи на уроках в системе;
— использовать соответствующий наглядный материал, игры и упражнения, схемы-опоры, ТСО.

Чтобы хорошо, живо, эмоционально, интересно говорили, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо вводить обучающихся «в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать своими словами прочитанное. Умение построить рассказ зависит от лексикона обучающихся. Нужно требовать от обучающихся рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую ими картину.

Уроки развития речи должны нести коррекционную направленность на совершенствование языковых норм и правил.

Но успех в работе будет возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе.

Речевые упражнения играют большую роль в развитии связной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять их в практике обучения. Речь является и способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности.

Развитая речь школьника с задержкой психического развития – залог его успешного обучения. Успехи такого учащегося в связной речи способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности, обеспечили и определили высокие результаты работы по всем предметам.

Целенаправленная систематическая работа по развитию речи учащихся способствует общему развитию  школьников, формирует их личностные качества.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school16-eao.ru/2018/07/30/razvitie-rechi-v-nachalnoj-shkole-u-obuchayushhihsya-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять × 1 =